Франтишек (Франсуа) Купка 

Крупнейший художник-абстракционист чешского происхождения, большую часть жизни проведший во Франции, представитель орфизма и один из основоположников абстракционизма.

 

Юность в провинции

Франтишек родился в Опочно в 1871 году.  Его родителями были Жозефа Шпачкова и Вацлав Купка, помощник местного нотариуса. Жили бедно: уже в 13 лет мальчику пришлось отправиться на заработки. Он трудился подмастерьем у шорника в Дорбушке, а затем у специалиста, занимающегося изготовлением магазинных вывесок. В возрасте 14 лет Купка попал на обучение к седельных дел мастеру Жозефу Шишке, практикующему спиритизм и возглавляющему тайное оккультное сообщество.

С детства Купка хотел посвятить себя искусству, его вдохновляла барочная архитектура Восточной Богемии, где он рос, и скульптуры Матиаса Брауна. В Дорбушке обзавёлся меценатом в лице мэра города, Архлеба, от которого он получил первый в жизни заказ. Архлеб (также, к слову, увлекавшийся спиритизмом) помог Купке поступить в Художественно-промышленное училище в Яромеже в 1888 году. Однако уровень образования в провинциальных заведениях Чехии конца XIX столетия оставлял желать лучшего. В 1889 году студент попал в мастерскую Франтишека Секвенза, придерживающегося устаревших идей движения назарейцев – живописцев, возрождающих традиции средневековья и раннего Возрождения. Тем не менее, их тяга к геометризации форм и пренебрежение реализмом позднее нашли отражение в работах будущего авангардиста.

 

Эволюция художника

В период с 1889 по 1891 гг. Купка учился живописи в Академии изобразительных искусств в Праге, его преподавателем вновь оказался назареец. В столице художник зарабатывал на жизнь, выступая в качестве медиума – пригодились наставления Шишки. Окончив учебное заведение, где он преимущественно писал полотна на исторические и патриотические темы, абитуриент переехал в Вену, где поступил в местную академию искусств на ту же специальность. В Австрии Купка стал постепенно отходить от реалистической традиции и увлёкся символизмом (в частности – Одилоном Редоном и Альфонсом Муха), а также восточной философией и теософией. В Вене он впервые получил крупный заказ – так появилась фреска «Последний сон умирающего Гейне». После того, как на молодого художника обратила внимание сама императрица Елизавета, на него посыпались заказы от австрийской аристократии. Купка смог познакомиться со своим кумиром, художником-символистом Карлом Дифенбахом.

 

В 1895 году художник отправился в Париж, где в то время кипела культурная жизнь и куда стекались энтузиасты со всей Европы. Здесь «Франсуа», как его звали на французский манер, посещал Школу изящных искусств и брал уроки в Академии Жюлиана, славящейся атмосферой свободомыслия (среди прочего – несмотря на запреты в ней обучались женщины).

Поначалу Купка подрабатывал тем, что сотрудничал с прессой под псевдонимом Поль Реньяр. Он много иллюстрировал газеты и журналы («Кокорико», «Илюстрасьон» и др.), рисовал афиши для шансонье и всевозможные плакаты, оформлял книги (самая известная – «Человек и замля» Ж.Ж.Э.Реклю). Работы того периода отмечены едкой социальной критикой. Его циклы «Деньги», «Мир» и «Золото», созданные для журнала «Assiette au beurre» обличают человеческую жестокость и социальную несправедливость. Он также проектировал наряды и давал уроки академического рисунка модисткам. Ещё в Вене Купка познакомился с модельером датского происхождения Марией Брун – она долгое время поддерживала художника финансово, пока не скончалась от рака.

В 1906 году Купка переехал в Пюто, где поселился по соседству с Жаком Вийоном (псевдоним Гастона Дюшана) и сдружился с братьями Дюшан Несколько лет спустя он стал членом их художественной группы, названной в честь города – «Пюто» (Groupe de Puteaux). Помимо них в группу входили такие выдающиеся авангардисты, как Р.Делоне и его супруга София Делоне-Терк, Альбер Глез, Хуан Грис, Фернан Леже, Константин Бранкузи и Жан Метценже. Художники были увлечены кубизмом, но старались дистанцироваться от Пикассо и Брака, коих объявили в своём манифесте «галерейными кубистами». Оказавшись в кругу пионеров абстрактного искусства, Купка окончательно порвал с фигуративной живописью, отказался от какого бы то ни было сюжета и использования аллегорий или символов. Он поставил своей целью решение исключительно формальных задач. Теперь художник всецело погружается в абстрактное искусство; его полотна создают иллюзию движения (причём чаще всего это движение по кругу или спирали), обладают собственным музыкальным ритмом.

Его моделью и музой долгое время была Габриэлла с Монмартра. После разрыва с ней в 1904 году, Купка познакомился с Евгенией «Нини» Строб. Последняя бросила ради художника семью, и спустя шесть лет они поженились. Нини позировала для большинства картин Купки и активно защищала его от нападок критиков.

 

Работы Купки периода 1907-1910 гг. – и в первую очередь серия «Жиголетты» – были охарактеризованы искусствоведами как «дикие». Действительно, в них заметно влияние фовизма, так называемого «искусства диких», характеризующегося буйством красок. Художник приступил к исследованию симультанности, активно проповедуемой футуристами всех мастей. Принцип симультанности (от фр. «simultané» – одновременный) состоит в единовременном сочетании различных моментов движения в рамках одной картины. Купка также углубился в изучение архаики, крито-микенской живописи и архитектуры. Он стал экспериментировать с цветом и формой, разлагая последнюю на составные части.

 

В 1909 году в журнале «Фигаро» был издан «Манифест футуризма» Филиппо Маринетти. Он произвёл колоссальное впечатление на художника и послужил толчком к очередному стилистическому повороту в его творчестве. Его работа «Клавиши пианино, или Озеро», вышедшая несколькими месяцами позже, отмечает этот переломный момент. В ней отражено стремление автора слить воедино живопись и музыку, это стремление вскоре привело его к принципиально новому течению в авангардизме – орфизму.

 

Орфизм

«Пюто» наделала много шума на знаменитой выставке в Салоне Независимых в 1911 году. Однако уже годом спустя от неё откололась группировка «орфических кубистов», воспевающих новейшее направление в искусстве – орфизм. 

Орфизм (от фр. Orphisme, от «Orpһée» – Орфей) был одним из важнейших, хотя и достаточно быстро исчерпавших себя течений в абстракционизме. О нём было заявлено во всеуслышание на выставке Робера Делоне в 1912 году в Париже. Название было придумано поэтом Гийомом Аполлинером; оно должно было ассоциироваться с прамузыкой и прапоэзией. Ассоциации с мифическим поэтом Орфеем, способным своей музыкой приводить в движение камни и усмирять морские волны, выстраивались осознанно. Художники, составившие движение, стремились к созданию «абсолютной живописи», к обновлённой, чистой реальности цвета и ритмике форм. Абсолютная живопись, с их точки зрения, должна была быть беспредметной, подобной музыке, которую они признавали абсолютным искусством. Так, Делоне создавал цветовые конструкции, используя спектральные цвета, сочетая концентрические круги, арки и т.п. На Осеннем салоне 1912 года в Париже Купка выставил свои программные работы в духе орфизма: «Цветовые круги Ньютона», «Вертикальные планы» и «Фугу в красном и синем цвете». Критика приняла их в штыки, а публика откровенно потешалась. Сегодня некоторые искусствоведы считают «Фугу…» первой абсолютно абстрактной картиной. 

Орфисты в скором времени объединились в сообщество по организации выставок «Золотое сечение» («La Section d’Or»), чьё название отсылает к древнейшей традиции научных исследований, связанных с искусством. Просуществовало оно совсем недолго – до 1914 года.

 

Зрелые годы

С началом Первой мировой войны Купка отправился добровольцем на фронт, хотя ему было уже за сорок. Он вступил в чешский легион во Франции в компании со скульптором Оттоном Гуттфрейндом. Купку направили на Сомму (река на севере Франции), где проходила крупная наступательная операция. Сотоварищем художника стал известный писатель Блез Сандрар. В скорости пожилой живописец получил обморожения и был демобилизован. Вернувшись в Париж, он возглавил чешскую диаспору и народное ополчение.

Поначалу он рисовал военные плакаты, эскизы мундиров и медалей, но вскоре вновь отправился на фронт – на сей раз вместе с земляками. К концу войны художник дослужился до звания капитана. 

После окончания Первой мировой Купка стал профессором Пражской художественной академии.

В 1919 он получил почётное членство в чешском художественном товариществе Manes, где ранее уже выставлялся. В Праге судьба свела живописца с известным промышленником и коллекционером абстрактного искусства Джиндричем Вальдесом. Джиндрич стал его меценатом. Однако мечтой Купки была должность профессора в Пражской академии – он сумел добиться её лишь в 1922 году, но пробыл на посту совсем недолго и был уволен со скандалом. Абстракционист дискредитировал на своих лекциях по психологии искусства академическую живопись и классическое образование.

Его собственное искусство чешская публика воспринимала с прохладой – если не сказать с пренебрежением. При этом во Франции, где постоянно проживал художник, он навсегда остался чужестранцем.

В 1923 году в Праге вышла книга теоретических изысканий Купки «Творчество в изобразительных искусствах», написанная им ещё в 1910-м. Эта работа по сей день является одним из важнейших трудов об абстрактном искусстве.

В 1924 году супруга Нини организовала ретроспективную выставку в парижской галерее Galerie la Botie. Она имела неожиданный даже для поклонников художника успех. Следующий всплеск интереса к Купке возникнет только в 1930-е гг. Это десятилетие отмечено увлечением техникой. В работах художника этого периода безошибочно угадываются всевозможные поршни, передачи, валы и шатуны. При этом цветовая палитра сводится к минимальному наборы самых сдержанных красок – чёрный, белый, серый, бежевый.

В 1931 году Купка вошёл в состав группы «Abstraction – Creation» («Абстракция – Творчество»). Её члены писали минималистичные композиции из геометрических фигур, отдалённо напоминающие холодные и выверенные работы Мондриана. Однако не стоит видеть в этом сходстве простое подражание. Искусствовед Людмила Вахтова объясняет напрашивающиеся параллели следующим образом: «Купка также искал визуальный эквивалент универсальной правды, и оба художника понимали геометрию как геометрическую науку, в которой цифры не являются только лишь инструментом соответствующего подсчёта, но и представляют абсолютный интеллектуальный смысл».

В 1936 году директор Музея современного искусства в Нью-Йорке заинтересовался чехом и приобрёл три его картины для выставки «Кубизм и абстрактное искусство» в США.

 

Теоретическая основа живописи Купки

Купка выдвинул свою собственную теорию цвета, предложив принципиально новый способ расположения цветов по кругу. Его вдохновили труды философа Анри Бергсона, исследования Исаака Ньютона, а также система химика-органика Мишеля-Эжена Шеврёля, представленная в его работе «Принципы симультанного контраста цветов» (1839). Последняя, в целом, оказала колоссальное влияние на абстракционистов вообще и орфистов в частности. У Ньютона Купка позаимствовал идею о соответствии спектральных цветов семи нотам музыкальной октавы: до – красный, ре – фиолетовый, ми – синий и т.д.

Купка любил давать своим полотнам соответствующие названия: «Фуга в двух цветах» (1911-1912), «Ноктюрн» (1913) и др… Сам он писал о музыке, что она «является замечательным стимулом для художника-колориста (…), поскольку прослушивание музыкального сочинения вызывает в зрительной памяти каждого различные образы». А абстрактный цвет, с его точки зрения, должен был вызвать у зрителя столь же глубокие чувства, что и музыкальное произведение. Музыка разворачивается во времени, а пластические искусства – в пространстве, однако все они имеют точки соприкосновения.

Критика называла метод художника «музыкализмом», сам он предпочитал термин com penetration – «слияние». «Ноктюрн» был его первой нон-фигуративной работой – на её создание живописца предположительно вдохновила музыка Иоганна Себастьяна Баха.

Произведение искусства рассматривалось Купкой и другими орфистами как «самостоятельная художественная реальность, в которой действуют собственные законы, аналогичные законам космической гармонии и проявляющие себя в системе музыкальных и цветовых интервалов». В своей теоретической работе «Творчество в изобразительном искусстве» он обосновал свою точку зрения по вопросу предназначения художника. Художник должен искать зримые эквиваленты животворящих сил вселенной; ему следует изображать «другую реальность». Купка искренне удивлялся, зачем реалистично рисовать деревья, если зрители видят более красивые по пути на выставку? «Природа все время меняется, её суть – в метаморфозах, – писал он, – Поэтому беспредметная картина воспроизводит жизнь точнее, чем самая верная реалистичная живопись».

При этом, как и многие парижане, он испытал влияние фотографической революции: изобретение хронофотографии и кукольной анимации подвигло многих художников той эпохи на исследование пространственно-временных отношений на плоской поверхности холста.

Стоит отметить, что, пройдя путь от реализма к абстракционизму, Купка последовательно отказывался идентифицировать себя с одним конкретным направлением: недолгим был его союз с кубистами, ещё более кратковременным было увлечение орфизмом. Рамки какого бы то ни было направления оказались тесными для художника-визионера, и в течение всей жизни он подолгу оставался одиночкой. Вдобавок ко всему, его картины достаточно трудно интерпретировать даже современным искусствоведам.

Интересен тот факт, что для создания многих своих работ Купка использовал микроскоп или телескоп. В письме от 1921 года он заметил: «Источник формальных ассоциаций можно найти где угодно: под микроскопом, в нью-йоркских небоскребах или в астрономической обсерватории». Он увлекался физикой (оптикой и механикой), астрономией, химией, биологией; регулярно посещал лекции в Сорбонне и даже работал в местной лаборатории. Научный позитивизм, по его мнению, может косвенно помочь многое прояснить в искусстве. Он считал науку и искусство двумя видами познания, которые имеют точки соприкосновения и которые влияют друг на друга. Вероятно, во многом благодаря этому ему удалось сломать стереотипы визуального восприятия. Купка искренне полагал, что, если сделать биологию и физиологию обязательными для изучения художниками, искусство сбросит оковы традиций и предрассудков. Его радикальный, возведённый в абсолют абстракционизм далеко не сразу был принят парижской публикой и по достоинству оценен критикой. Над его «Тёплой хроматикой» посмеивались даже его коллеги-единомышленники: «Мы знакомы с тёплым чаем, но не с тёплой хроматикой».

Эксцентричными для своего времени были не только творческие изыскания Купки, но и его поведение. Художник был вегетарианцем, возможно даже веганом, и старался вести максимально здоровый образ жизни, но в то же время до конца своих дней тщетно боролся с манией преследования.

 

Признание первопроходца авангарда

Всю Вторую мировую войну постаревший Купка провёл в кругу любящей семьи в доме Нини в Боженси на Луаре. Художник приводил в порядок пошатнувшееся здоровье и много отдыхал. В 1946 году группа «Manes» устроила масштабную ретроспективную выставку в Праге, приурочив её к 75-летию живописца. Чешское правительство приобрело несколько работ мастера. За ретроспективой последовали Салоны новых реальностей (Salons des Realites Nouvelles) во Франции и персональные выставки в США (в Нью-Йорке). Подлинное международное признание пришло к художнику в начале 50-х годов, незадолго до его смерти.

 

Франтишек Купка скончался в 1957 году в Пюто. Стараниями вдовы художника Национальный музей современного искусства в Париже согласился открыть постоянную экспозицию его работ. Кроме того, состоялась посмертная выставка.

В то же время важнейший теоретический труд Купки «Творчество в изобразительных искусствах» был издан во Франции лишь в 1988 году.

Сегодня изощрённые многоцветные полотна, равно как и теоретическое наследие художника, считаются одной из вершин искусства XX столетия. Наряду с Василием Кандинским, Питом Мондрианом и Казимиром Малевичем Франтишек Купка официально признан пионером абстрактной живописи.