Соня Делоне

также известная как Соня Терк (настоящее имя Сара Ильинична (Элиевна) Штерн) — французская художница-абстракционистка еврейского происхождения, представительница орфизма, дизайнер и декоратор.

 


До эмиграции

Соня Делоне родилась 14 ноября 1885 года в городе Градижск Полтавской губернии (по другой версии — в Одессе) Российской империи (ныне территория Украины). Её отец, Эля Штерн, трудился управляющем на местном гвоздильном заводе, мать, Хана Тевелевна Штерн, была домохозяйкой и происходила из Одессы. Ранее детство девочка провела в родном Градижске. В 1890 году семья перебралась в Санкт-Петербург; родители скоропостижно скончались и Соню передали на воспитание её дяде по материнской линии Генриху Тимофеевичу Терку. Терк был успешным зажиточным адвокатом, являлся членом правления известного издательства и акционерного общества Брокгауз и Ефрон, акционерного общества Финляндского лёгкого пароходства и нескольких крупных заводов. Отношения у Сони лучше складывались с дядей и его супругой, Анной Сергеевной (Израилевной) Зак. Она мечтала быть удочерённой ими и впоследствии взяла фамилию Терк.

Опекуны обеспечили Соне блестящее образование: она много путешествовала по Западной Европе, посетила все величайшие музеи и галереи Старого Света, свободно владела французским, немецким и английским языками. Девочка изучала академический рисунок и живопись, её способности были выявлены в раннем возрасте. По достижении восемнадцатилетия Соня отправилась в Художественную Академию Карлсруэ в Германии.

В возрасте 20 лет, в 1905 году, девушка приехала в Париж и поступила в знаменитую Академию де ла Палетт (Académie de la Palette), альма-матер великого числа выдающихся деятелей искусства первой половины XX века. Здесь Терк изучала гравюру под руководством Рудольфа Гроссмана. Как и почти все её сокурсни_цы, она была не в восторге от академического преподавания и консервативной атмосферы, царившей в учебных заведениях. Её увлекали фовисты, Ван Гог, Гоген, Руссо, отталкивали Матисс и Пикассо: первого она считала «слишком осторожным, слишком буржуазным», второго находила нездоровым. Влияние фовистов особенно заметно в её ранних картинах, таких как «Финская женщина» и «Жёлтая обнажённая» (1908) с их неестественным цветом лица, размашистыми мазками и щедрыми красками.

Войдя в круг художественной богемы, Соня больше не желала возвращаться в Петербург.

В 1908 году состоялась первая персональная выставка Терк. Онаоткрыласьв Galerie Notre-Dame-des-Champs. Владельцем галереи был серьёзный немецкий арт-дилер Вильгельм Уде.

Годом спустя в Лондоне Терк и Уде поженились, однако союз просуществовал недолго. По воспоминаниям Сони, это был фиктивный брак, удобный для них обоих: Уде являлся гомосексуалом, а Соня испытывала давление родственников, требовавших от неё найти себе мужа или скорее вернуться в Петербург.

Примечательно, что именно через Уде она познакомилась со своим будущим мужем и авангардным художником из аристократических кругов Робером Делоне. В августе 1910 году Соня развелась с Уде, в ноябре вышла замуж за Делоне и взяла его фамилию. Вскоре на свет появился их первенец, Шарль. В будущем он станет известным джазовым критиком, автором первой джазовой дискографии и основателем Hot Club de France.

 

Симультанные контрасты

В начале 1910-х гг. Соня отошла от фигуративной живописи и стала экспериментировать с цветом и его автокинетическими возможностями. Картина «BalBullier» (1912-13), посвящённая популярной парижской танцплощадке — один из первых удавшихся экспериментов, поражающий динамизмом и живостью.

Соня и Робер были единомышленниками, о своём супруге художница говорила: «Он дал мне форму, а я дала ему цвет». Робер вошёл в историю мирового искусства как основоположник орфизма (термин Гийома Аполлинера, фр. orphisme, от Orpһée —Орфей). Соня создала собственную концепцию симультанной живописи – симультанизм (фр. Simultannisme, от лат. Simul — «в одно и то же время»). Орфизм и симультанизм были одними из множества предпринятых на рубеже веков попыток достичь движения и звучания красок, добиться расширенного восприятия изображения.

Термин «симультанный» был позаимствован из трактата «О законе симультанного контраста цветов и о выборе окрашенных предметов» (1839) известного французского химика-органика Мишеля-Эжена Шеврёля. Задуманный как практическое руководством для работников ковровой фабрики, этот трактат стал источником вдохновения для грядущих поколений художников, начиная импрессионистами и заканчивая футуристами. Открытый Шеврёлем закон заключается в том, что одни и те же цвета выглядят по-разному в зависимости от своего окружения – соседних цветов. Таким образом, комбинация разноокрашенных плоскостей, цвета которых подобраны с учётом этого закона, может дать фантастические результаты, разного рода оптические иллюзии и т.п.

Наиболее наглядным выражением принципов симультанизма стала книга «Проза о транссибирском экспрессе и маленькой Жанне Французской / La Prose du Transsibérien et de la Petit Jehanne de France» (1913), созданная Соней в сотрудничестве с её любимейшим поэтом Блезом Сандраром. В ней каждому слову соответствовал фон определённого цвета. Как замечает Артур Коен, Делоне создала особый визуальный язык, «безразличный к фигуративным или описательным аллюзиям, начисто лишённый желания передавать содержание стихов изобразительными средствами, озабоченный только выражением восприятия работы». Сандрар назвал получившуюся книгу «печальной поэмой, напечатанной на солнечном луче». Она стала вехой в истории модернистской поэзии и абстрактной живописи.

Что касается непосредственно живописи Делоне, полотно «Электрические призмы» (1914) можно назвать одним из выдающихся примеров contrastes simultané – симультанных контрастов. Вдохновлённая огнями Бульвара Сан Мишель (Boulevard Saint Michel), эта картина задумывалась как ода современности. Сияющие концентрические круги, разбитые на четверти, переливаются всеми цветами радуги, воспроизводят гало, создаваемые электрическими лампами.

 

Между войнами

Когда разразилась Первая мировая война, чета Делоне вынужденно покинула Париж и переехала в Фуэнтеррабию, Испания. В августе 1915 они перебрались в Португалию и некоторое время жили у художников Самуэля Хальперта и Эдуардо Виана.

В 1916 году прошла очередная персональная выставка Сони – на сей раз в Стокгольме.

После Октябрьской революции Соня лишилась спонсорской поддержки своего петербургского дяди. У Робера с деньгами было худо, и пара оказалась на грани бедности.

В 1918 году Делоне получила заказ от «великого импресарио» Сергея Дягилева, гастролировавшего со своими «Русскими балетами» по Испании. Она создала эскизы костюмов для постановки «Клеопатры» на музыку А.Аренского (над декорациями трудился Робер). Премьера имела успех и поспособствовала появлению у Делоне множества заказчиков. Она открыла бутики CasaSonia в Мадриде и Бильбао.

В 1920 году Соня обратилась за помощью к известному французскому модельеру Полю Пуаре, поскольку хотела открыть ещё один бутик в Париже, но получила отказ. Пуаре заявлял, что она якобы позаимствовала у него некоторые идеи в Ateliers de Martine и осуждал за брак с «французским дезертиром».

В том же году работы португальского периода обоих Делоне вошли в экспозицию, открывшуюся в галерее DerSturm в Берлине.

Соня познакомила Робера с Марком Шагалом, и те оставались близкими друзьями ещё много лет.

В 1921 году Делоне смогли, наконец, вернуться во Францию и поселились по адресу Бульвар Мальшерб, 19 (Boulevard Malesherbes).

В 1927 году Делоне выступила в Сорбонне с лекцией, посвящённой влиянию живописи на моду.

В 1937 году чету Делоне пригласили принять участие в очередной Парижской всемирной выставке. Художница выполнила масштабный триптих специально для экспозиции в павильоне Palais de l’Air: «Мотор, Панель управления и Пропеллер». Павильон был спроектирован Феликсом Обле и был выполнен из абсолютно прозрачного пластика. Работа была отмечена золотой медалью. Робер работал над другим павильоном – Pavillon des Chemins de Fer.

Французский премьер-министр Леон Блюм, присутствовавший на открытии выставки, пришёл в неописуемый восторг от панно Сони Делоне. Он назвал его «триумфом рабочего класса, Народного фронта и свободы». Сегодня его слова звучат довольно наивно, учитывая, что выставка того года вошла в историю благодаря противостоянию советского и немецкого павильонов.

В 1939 году Делоне открыли Салон новых реальностей (Salon des Réalités Nouvelles) и провели первую одноимённую выставку в GalerieCharpentier. Салон, по своей сути, стал реинкарнацией – или наследником – ассоциации «Абстракция – Творчество», сформированной в 1931.

С началом Второй мировой войны супруги Делоне укрылись в Оверни.

25 октября 1941 года Робер Делоне скончался от рака в Монпелье. Это стало страшным ударом для художницы: она оставила искусство на целых десять лет и всё это время занималась сохранением и популяризацией его наследия. Годы войны провела на юге Франции, вначале у Жана и Софи Арп, затем у Альберто и Сьюзи Маньелли, в Грассе; с 1944 по 1945 жила в Тулузе с Уде и Тцара, занималась живописью и работала над проектами интерьера штаб-квартиры Международного Красного Креста. В течение двух месяцев посещала чтения Библии, но очень скоро разочаровалась в христианской религии. Известно, что Делоне считала себя язычницей.

К живописи Соня вернулась лишь в начале 50-х гг, начав выставляться в галерее Colette Allendy. В 1958 году у неё состоялась масштабная ретроспективная выставка в немецком Kunstmuseum Bielefeld. Начиная с середины 50-х гг. и до конца жизни персональные выставки Делоне проходили с завидной регулярностью по всему миру.

 

Мода и дизайн

Делоне впервые попробовала свои силы в шитье, когда ухаживала за новорожденным сыном. В 1911 году художница изготовила лоскутное одеяльце по собственному эскизу, применив принцип симультанного («одновременного») цветового контраста. Пристрастившись к модному дизайну, Делоне сшила для себя «платье-стихотворение» и стала носить его на все светские мероприятия. Автором стихов, которые были написаны на ткани, был приятель Делоне, авангардный поэт Тристан Тцара.

«Ревущие двадцатые» были отмечены настоящей революцией в мире моды. Длина юбок укоротилась, а силуэт стал свободным. Своей трансформацией женский костюм обязан не только именитым кутюрье, но и некоторым художникам — в их числе и Соня Делоне. В 1923 году художница открыла собственный Дом моды Delauney, в 1925-1929 гг. он был у всех на слуху и пользовался большой популярностью. Ткани для бренда производились на текстильных фабриках «Родье» и «Лион». Ассортимент включал в себя не только наряды и аксессуары, но и предметы декора.

Модный журнал L’ArtVivant писал о Делоне: «Эти набивные и вышитые ткани подчинены одному принципу равновесию объёма и цвета. Сильное и глубокое чувство великолепного ритма свойственно композициям мадам Делоне. В них царствуют абстракция, (…) видоизменяющаяся геометрия, живая и поднятая до высот лёгкостью её вдохновения». В январе 1925 года платье от Delauney оказалось на обложке журнала Vogue.

В связи с наступлением Великой Депрессии Делоне была вынуждена закрыть своё ателье. Тем не менее, её бизнес не рухнул: она продолжила разрабатывать ткани под лейблом TissusDelauney, они ещё много лет продавались в универмагах вроде Metz & Co и Liberty. За одно только десятилетие — 1930-е гг. — Делоне создала более 2000 эскизов для Metz & Co.

Художница рассматривала свои дизайнерские проекты как «упражнение в цвете» (а цвет, в свою очередь, считала «кожей мира») и стремилась нести современное искусство в повседневность, делать его более понятным и доступным широкой аудитории. Хотя одной из веских причин ухода в дизайн была финансовая нестабильность, Делоне настаивала: «нет разрыва между моей живописью и моей так называемой декоративной работой… прикладные искусства меня никогда не пугали, но были свободным расширением, завоеванием нового пространства». К сожалению, они пугали критиков, что привело к обесцениванию и маргинализации творчества Сони Делоне.

Робер Делоне отмечал в эссе Du cubisme à l'art abstrait, что даже дизайны тканей Сони были концептуальными. Если ранее с тканями обращались как с обоями, выпуская рулоны без какой-либо конкретной цели, не зная, на что пойдёт тот или иной материал, то подход Сони был принципиально иным, холистическим, «симультанным». Она принимала во внимание каждый этап производства: от эскиза текстиля до выпуска готовой одежды.

Кроме того, наряды Сони изготовлялись с учётом потребностей обычных женщин. Платья, созданные по мотивам картин Мондриана или художников Поп-арта, художница находила неудобными, абсурдными и рекламными. Её одежда, напротив, была «носибельной».

 

Место в мировом искусстве

Соня Делоне скончалась 5 декабря 1979 года в возрасте 94 лет. Её похоронили рядом с могилой супруга, в Гамбе (Gambais). Незадолго до своей смерти она была названа газетой TheNewYorkTimes «одной из выдающихся художниц своего времени и одной из последних свидетельниц парижской художественной жизни до 1914 года».

Именно в 70-е годы Соню Делоне стали рассматривать обособленно, в качестве самостоятельной творческой единицы — в отрыве от своего знаменитого супруга. Ей начали посвящать ретроспективные выставки, стали выходить монографии. Одной из наиболее серьёзных остаётся работа Артура А. Коена, изданная в 1975 году. В 1964 Делоне стала первой женщиной-художницей, удостоенной при жизни ретроспективы в Лувре. В 1975 она стала офицером Ордена Почётного легиона. В том же году Делоне нарисовала постер, посвящённый Международному году женщин, провозглашённому ЮНЕСКО.

В 1968 году некоторые костюмы Делоне оказались на аукционе Sotheby’s.

Значительная часть наследия Сони Делоне хранится в Центре Помпиду и парижском Национальном музее современного искусства.

В 2004 году репродукция её картины «Coccinelle» была напечатана на марках Франции и Англии, выпущенных к столетию Англо-французского соглашения.

Очередная масштабная ретроспективная выставка Делоне прошла в 2015 гг. в лондонском Tate Modern.