Лучо Фонтáна

Итальянский авангардный художник аргентинского происхождениия, скульптор и теоретик искусства. Основатель спациализма, предшественник арте повера. Наиболее радикальный абстракционист после Малевича.


Скульптура

Лучо Фонтана родился 19 февраля 1899 года в Росарио, провинции Санта-Фе в Аргентине. Его мать, Лючия Боттини, была аргентинской актрисой. Его отец, Луиджи, профессионально занимался скульпторой и имел собственную фирму «Фонтана и Скарабелли». В 1905 году он увёз семилетнего сына в Милан, чтобы тот получил надлежащее художественное образование. В возрасте десяти лет Лучо стал трудиться подмастерьем в отцовской студии. В 1914 году он поступил в Институт Карло Каттанео в Милане.

В 1917 году Италия вступила в Первую мировую войну, и Лучо отправился добровольцем на фронт. Ради этого ему пришлось прервать учёбу. Фонтана служил в пехоте, в 1918 получил серьёзное ранение в руку. Позднее ему присудили серебряную медаль за отвагу.

В 1922 году Лучо покинул Италию и вернулся в Буэнос-Айрес. По воспоминаниям самого художника, он начал вести образ жизни настоящего гаучо: ездил на лошадях, пас скот и весьма ловко обращался с пистолетом. Это был чрезвычайно важный опыт, поскольку бесконечные просторы аргентинских пампа оказали основополагающее влияние на его эстетику и представления о пространстве.

Спустя два года после прибытия в страну Фонтана вместе с художником Хулио Ванца открыл собственную студию. Уже в 1926 году молодой скульптор принял участие в первой выставке группы молодых аргентинских художников «Нексус».
В период с 1928 по 1930 Фонтана учился в Милане в Академии изящных искусств Брера; его преподавателем был скульптор Адольфо Вильдт, ярый поборник консервативных установок итальянского новеченто.

В 1930 году, окончив Академию, Фонтана организовал в Милане первую в Италии выставку абстрактной, нефигуративной скульптуры и впервые принял участие в Венецианской биеннале.

В 1934 году скульптор вступил в знаменитое парижское объединение «Абстракция — Творчество». Вместе с Фаусто Мелотти, Атанасио Сольдати и Мауро Реджиани он основал его итальянское отделение в Милане. В 1935 году состоялась первая персональная выставка Фонтана в Галерее дель Мильоне. На следующий год директор галереи, видный критик Эдоардо Персико, написал первую монографию о Фонтана. Во второй половине 30-х годов о Фонтана заговорили как о новаторе, внёсшем свежую струю в итальянское искусство.

В начале карьеры Фонтана пробовал самые разные техники и использовал все доступные материалы: бронзу, терракоту, фарфор, железобетон, пластмассу, стекло, керамику, мозаику и т.д. Ранние абстрактные скульптуры оставались фигуративными, некоторые критики характеризуют их как «барочные», некоторые считают экспрессионистскими.

В 1937 году Фонтана довелось проработать короткое время на знаменитую Севрскую мануфактуру во Франции. В Париже он познакомился с Константином Бранкузи, Хуаном Миро и Тристаном Тцара.
В 1939 году Фонтана, принимавший некогда участие в выставках профашистских художников (III Mostra d’Arte del Sindacato Regionale Fascista delle Belle Arti di Lombardia at the Palazzo della Permanente) и даже выполнивший бюст Муссолини, присоединился к миланской антифашистской группе Corrente («Течение»).

В 1940 году Фонтана бежал из фашистской Италии в Аргентину и запросил политическое убежище. В Буэнос-Айресе он получил должность профессора в Школе изящных искусств.

 

Белый Манифест. Спациализм

Изначально Фонтана рассчитывал провести в Аргентине несколько месяцев, но ввиду сотрясающих Европу военных действий, ему пришлось остаться на несколько лет. В середине 1940-х гг. он основал частную художественную школу Escuele libre de artes plasticas Altamira (Школа Альтамира) в Буэнос-Айресе. В 1946 в сотрудничестве со своими учениками им был написан «Белый Манифест» (Manifesto Blanco). В документе говорилось о необходимости синтеза искусств и привлечения в творческий процесс новейших материалов и технологий. Содержались в нём и утопические идеи, в частности, мечта о преобразовании общества средствами искусства и науки.

«Бытие, природа и материя, — говорится в манифесте, — образуют неразрывное единство. Они разворачиваются во времени и пространстве. Изменение — вот основное условие бытия... Материя, цвет и звук в их подвижности — вот феномены, одновременное развитие которых составляет задачу современного искусства... Подвижная материя манифестирует себя в её всеобъемлющем и вечном существовании, развиваясь во времени и пространстве и переходя путем непрерывных изменений от одного экзистенциального состояния к другому». В манифесте также содержится краткий обзор истории европейского искусства, в котором особое место отведено барокко. В барочной эпохе Фонтана углядел корни современного искусства; его привлекало то, как художники того времени передавали ощущение пространства и времени.

Фонтана призывал к созданию принципиально нового искусства, активно использующего средства радио и телевидения, неоновое освещение и всевозможные новейшие технологии, искусства, объединяющего творчество и науку. «Мы отвергаем мнение, что наука и искусство — это разные вещи. Художники предвидят научные открытия. Научные открытия, в свою очередь, провоцируют открытия художественные», — писал он в манифесте.

В мае 1947 года Фонтана опубликовал «Технический манифест спациализма», тем самым положив начало новому движению. Спациализм (от итал. Spazio — пространство) — направление, наделяющее понятие пространства особым смыслом. Спациалисты во главе с Фонтана полагали живопись и скульптуру одним видом искусства, объединяющим пространство, время, движение, звук и цвет, и стремились преодолеть двухмерность изобразительных искусств. Они испытали существенное влияние футуристов, а также дадаистов и ташистов. К движению Movemento Spaziale присоединились такие видные представители итальянского авангардизма, как Капогросси, Криппа, Дова, Певерелли и др. В марте 1948 был подписан второй манифест, уточняющий положения первого.

В 1949 году Фонтана открыл выставку Ambiente spaziale a luce nera («Пространственный энвайронмент в чёрном свете») в Галерее дель Навильоне в Милане. Экспозиция представляла собой тёмное помещение, в котором располагались абстрактные объекты, выкрашенные флюоресцентными красками, светящимися в ультрафиолете.

 

Пространственные представления

Наиболее наглядным образом спациалистская концепция Фонтана была выражена им в знаменитой серии Concetti spaziali («Пространственные представления»). К этой серии художник шёл долго.
В 1949 году он впервые продырявил холст, создав первую работу из цикла Buchi («Дыры»). Перфорация стала простым решением проблемы привнесения объёма: сквозь дыры видно пространство за картиной, она становится трёхмерной сама по себе. В довершение всего, когда свет падает на поверхность холста под углом, тени от выступающих краев проколов создают эффект объёма.

В начале 50-х Фонтана принял участие в нескольких групповых выставках итальянских художников-информалистов Art Informel. В этот период скульптор работал с неоновыми трубками, из которых он создавал экстравагантные объекты. Так, для 9-й Триеннале он создал проект «Пространственное освещение – Неоновая структура» (1951) в сотрудничестве с архитекторами Лучано Балдессари и Марчелло Гризотти. Он представлял собой подвешенную к потолку конструкцию, выполненную из 200-метровой неоновой трубки.

Фонтана испытал серьёзное влияние итальянских футуристов и сам говорил об Умберто Боччони как об одном из важнейших источников вдохновения. Ему была также близка концепция «конкретной живописи» Кандинского, созданная тем под конец жизни. Из современников ему был интересен Ив Кляйн. В 1958 году Фонтана стал разрезать холсты-монохромы, выкрашенные одним цветом. Именно этот радикальный жест – разрезание холста – вписал его имя в историю мирового искусства.

Фонтана делал разрезы на холстах разных цветов, подкладывал материалы с разным коэффициентом натяжения для того, чтобы края «раны» выворачивались наружу или вовнутрь, изменял наклон надреза и т.п. Этот жест нередко трактуют как иконоборческий, однако художник вкладывал в него прямо противоположный смысл. Он, прежде всего, созидательный, целью ставилось привнесение нового измерения в двухмерное пространство картины. «Мои прорези… это, прежде всего, философское выражение, - писал Фонтана, - проявление веры в бесконечность, утверждение духовного начала. Когда я усаживаюсь перед одной из моих прорезей и начинаю её созерцать, внезапно я чувствую, что дух мой освобождается, я ощущаю себя человеком, вырвавшимся из оков материи, принадлежащим бесконечному простору настоящего и будущего». Художник считал себя первооткрывателем и говорил, что сумел освободить искусство.

В 1960 году Фонтана начал экспериментировать с текстурами, нанося густые пастозные краски на определённые области полотна и затем процарапывая их. Он чередовал царапины и перфорацию, смешивал краску с песком, декорировал поверхность картины муранским стеклом и т.п.

В 1961 году Фонтана посетил Нью-Йорк по случаю открытия персональной выставки в галерее Марты Джексон. Американские критики отозвались о ней крайне негативно. Один из них написал в отзыве, что работы художника находятся «на полпути между конструктивизмом и дешёвой бижутерией». Несмотря на высокую репутацию в Европе, Фонтана остался совершенно непонятым в Соединённых Штатах. Его перфорированные и изрезанные холсты предполагали авангардистскую иконографию, но блестящее оформление — художник не брезговал яркими флюоресцентными цветами, блёстками, золотом – напоминало о китче. Как отметил Энтони Уайт, Фонтана атаковал идеализм искусства XX столетия, объединяя модернистскую эстетику и элементы индустриализированной массовой культуры.

1963 год отмечен появлением серии перфорированных абстрактных полотен яйцевидной формы La fine di Dio («Смерть Бога»). Современные критики называют её предчувствием «постмодернистского видения». Фонтана говорил: «Бог невидим, Бог непредставим… даже в религии аллегориям пришел конец… я изображаю символ «я верую в Бога», делаю две прорези. Это и есть Бог или все что угодно, но я не могу его изобразить, он слишком велик, если я действительно в него верю; моя картина рождается моей верой…».

 


Признание и наследие

В 1966 году Лучо Фонтана получил заказ на оформление оперы Ла Скала и создание дизайна костюмов. Он также принял участие в Венецианской биеннале и получил Гран-при. В 1968 году он стал одним из организаторов Документы в немецком Касселе.
Фонтана скончался в Коммабио под Варезе 7 сентября 1968 года в возрасте 69 лет. После его смерти в городах Европы организовывались значительные ретроспективы: в 1970 в Турине, в 1972 в Милане, в 1987 в Париже; в 2011 его работы впервые показали в Москве. Произведения Фонтана хранятся в частных собраниях и крупнейших мировых музеях, таких как Центр Помпиду в Париже, Музей Гуггенхайма, Музей современного искусства в Нью-Йорке, Музей Стеделик в Амстердаме и др.
В 2006 году итальянский исследователь Энрико Криспольти издал двухтомный каталог-резоне работ Фонтана. В 2013 Люка Массимо Барберо, Нина Ардемани Лаурини и Сильвия Ардемани выпустили более полный, трёхтомный каталог, содержащий более 5500 работ в хронологическом порядке.

Сегодня Лучо Фонтано относят к числу наиболее значимых авангардистов послевоенного периода и считают отцом-основателем итальянского современного искусства. Его «пространственные представления» являются рекордсменами аукционов. Так, в 2015 году полотно Concetto Spaziale, Attese («Пространственное представление. Ожидание», 1965) из коллекции Анна-Стины Мальборг было продано на торгах Sotheby’s за 8,4 миллионов фунтов стерлингов.