Гюнтер Брус

австрийский художник-акционист, график, соавтор экспериментальных короткометражных фильмов, писатель и теоретик искусства. Один из ведущих представителей Венского акционизма и родоначальников паблик-арта.

 

Искусство действия

Гюнтер Брус родился 27 сентября 1938 года в Арднинге, Австрия. Начальное образование получил в Школе прикладного искусства (Kunstgewerbeschule) в городе Грац.

В 1955 году Брус переехал в столицу, чтобы изучать живопись. В юности художник испытал влияние немецкого экспрессионизма, увлекался творчеством Эдварда Мунка и Винсента ван Гога. Позднее увлёкся современным абстрактным экспрессионизмом, в частности, Эмилио Ведовы. В своих первых экспериментам Брус разбрызгивал краски по холсту.

В период с 1957 по 1960 Брус обучался коммерческой графике в венской Академии прикладных искусств (Akademie für Angewandte Kunst).

В 1961 году Брус был призван в армию. Годом спустя, после демобилизации, художник пережил нервный срыв. Первое время ему было трудно вернуться к занятиям искусством. К концу 1962 года он стал уделять больше внимания самому процессу, нежели созданию завершённых произведений.

В 1963 году в подвальной галерее известного психоаналитика Йозефа Дворака состоялся первый эксперимент Бруса. Работа «Без названия» стала первой в серии Malerei im labyrinthischen Raum («Живопись в пространстве лабиринта»). Оклеив стены и пол помещения дешёвой упаковочной бумагой Molino и связав себе руки, он предпринял попытку использовать своё тело в качестве рабочего инструмента.

В 1964 году Брус стал одним из основателей группировки, названной впоследствии «венскими акционистами», – наряду с Отто Мюлем, Германом Нитшем и Рудольфом Шварцкоглером. Собственно, группы в узкоспециальном, искусствоведческом смысле этого слова, по воспоминаниям Нитша, никогда не существовало: просто некоторое количество художников схожим образом отреагировали на определённые ситуации, в которых все они оказались в определённый отрезок времени, и получили «схожие результаты». Сам термин «венский акционизм» вошёл в лексикон мирового искусства только в 1970 году, после выхода одноимённой книги Петера Вайбеля и Вали Экспорт (Valie Export).

Мюль склонил Бруса и его супругу Анни принять участие в их первом перфомансе – Aktion, или акции – в ноябре того же года. Она прошла в рабочем ателье Мюля на Обер Донауштрассе и носила рабочее название «Ana / Ана», так звучало имя его жены по-хорватски. Акция состояла из двух частей: в первой комната оборачивалась белой тканью, во второй Брус раскрашивал тело Анни.

В 1965 году Брус занялся «самораскрашиванием» – именно так называлась новая серия акций, «Selbstbemalung». Самораскрашивание было продуманной концепцией. В своих ранних теоретических заметках Брус охарактеризовал её как попытку расширить пространственно-временные границы живописи. Самораскрашивание «вело назад к истокам – к стене, объекту, живому существу, человеческому телу».

Одна из наиболее примечательных акций 1965 года – «Прогулка по Вене» (Wiener Spaziergang) – определённо выросла из цикла Selbstbemalungen. Художник надел строгий белый костюм, выкрасил голову белой краской и нарисовал чёрную вертикальную линию вдоль всего тела спереди и сзади. Его замыслом была прогулка по туристическому центру города в качестве живой картины. Линия символизировала разделение. В маршрут входил Hofburg, территория вокруг императорского дворца, и Heldenplatz, Площадь героев, печально известная тем, что именно здесь в 1938 году Гитлер произнёс победную речь и объявил об аннексии Австрии.

После серии акций и перфомансов в закрытых или полузакрытых для широкой публики пространствах «Прогулка» стала первой по-настоящему публичной акцией. Бруса довольно скоро остановил полицейский и вынудил заплатить штраф. Фотография Людвига Хоффенрайха, на которой был запечатлён этот момент, стала почти иконическим изображением венского акционизма.

В 1966 акционисты основали Институт прямого искусства (Institut für Direkte Kunst).

По поводу «прямого искусства» Брус писал следующее: «Устаревшие формы искусства стремятся воссоздать реальность, тотальные акции разворачиваются в самой реальности. Тотальные акции – это непосредственные события (прямое искусство), а не воспроизведение событий, прямое столкновение элементов бессознательного и реальности (материального). В ходе исполнения творец сам становится материалом: запинающимся, заикающимся, бормочущим, стонущим, задыхающимся, кричащим, визжащим, смеющимся, плюющимся, кусающимся, ползающим, вертящимся в материальном».

В 1967 году Брус задействовал в очередной акции собственную годовалую дочь, Диану. В фокусе «Акции с Дианой» была тема деторождения.

7 июня 1968 года Брус принял участие в студенческом мероприятии под названием «Искусство и революция» (Kunst und Revolution), устроенном в стенах Венского Университета (Wiener Universität). Изначально позиционируемое как студенческая выставка, оно переросло в шумное собрание, на котором выкрикивались антиправительственные лозунги и декламировались политические тексты. Брус и Мюль провозгласили возникновение нового искусства на территории послевоенной Австрии, отличного от заключённого в кавычки, одобряемого государством «искусства». «Потребительское государство гонит волну “искусства”, пытается подкупить “художника” и тем самым превратить его революционизированное “искусство” в искусство, которое поддерживает государство. Но “искусство” – не есть искусство. “Искусство” – это политика, создавшая новые правила коммуникации».

Брус представил на суд аудитории «Акцию №33», вошедшую в историю мирового искусства как одна из наиболее отвратительных и на сто процентов провокационных. Художник полностью разделся, сел на стул и изрезал себя бритвой, помочился и выпил собственную мочу, испражнился на пол, обмазался экскрементами, вызвал у себя рвоту и под конец исполнил австрийский национальный гимн, мастурбируя в процессе. Позднее художник получил реальный срок длиной шесть месяцев: ему вменялось в вину надругательство над национальной символикой.

Брус стремился высмеять австрийское законодательство (в первую очередь, в отношении свободы слова), консерватизм и косность австрийского общества, пуританскую мораль, но в первую очередь – указать на пережитки фашизма в стране, которая предпочла замалчивать своё травматичное прошлое.

В ходе судебного разбирательства Брусу задали вопрос: «Как вам удалось, господин Брус, дефецировать в определённое время?», на что тот ответил: «Искусство требует таланта!», чем вызвал смех аудитории и негодование властей.

Брусу удалось частично избежать наказания – отсидев три месяца, он вместе с семьёй сбежал в Германию и осел в Западном Берлине. Семья долгое время жила в бедности; по воспоминаниям художника, деньги, в основном, зарабатывала его супруга. Дизайнер одежды.

В 1969 году Брус стал редактором собственного издания Schastrommel, которое просуществовало до 1977 года.

Последняя акция художника состоялась в 1970 году. В общей сложности им было устроено 43 акции в период с 1964 по 1970, из них десять – в коллаборации с Отто Мюлем.

 

Акции

Геральд Рауниг, автор книги «Искусство и революция», отмечает: «развитие деятельности Брюса, Мюля и других в 1966-1968 годах должно быть понято как временный неорганизованный процесс политизации, в ходе которого пропагандировались хаос и уничтожение буржуазного общества (…), отчасти посредством фундаментальной критической атаки на государство, общество и революционные группы, отчасти же путем доведения до абсурда, радикального заострения и преувеличения реакционных позиций».

По признанию самого Бруса, в детстве он был исключительно стеснительным ребёнком, посему, свои собственные акции художник считает в некотором роде компенсациями – но, разумеется, к сугубо личным переживаниям они не сводятся. «Я думаю, мои акции, как и акции моих коллег, могли случиться только в Вене. – Говорит Брус. – Нашим наследием были венский сецессион и австрийский экспрессионизм, которые, наряду с жестоким порицанием наших работ, объясняют не только их напряжённый и агрессивный характер, но и их радикальное психологическое наполнение».

Примечателен также тот факт, что акции Бруса и его соратников были, как правильно, тщательно спланированы, о чём свидетельствуют многочисленные архивные материалы – снимки Людвига Хоффенрайха, записи психоаналитика и терапевта Йозефа Дворака и собственные наброски художника.

Работы венских акционистов фундаментально отличались от американских хеппенингов или произведений движения Флуксус тем, что имели довольно консервативный гуманитарный фундамент. Они вели своё начало от сюрреализма и психоанализа, опирались на достижения абстрактного экспрессионизма, ташизма, минимализма и art informel, другими словами, являлись ответвлением от древа европейского искусства. В то же время препятствий перед европейскими художниками стояло больше: в США они не испытывали трудностей с устроением перфомансов, в то же время в Австрии и Германии каждый из акционистов, подобно Брусу, хотя бы единожды попадали в полицейское отделение. 

Для художника со скандальной славой Брус имел довольно традиционный круг интересов. Он не фокусировался на современной ему арт-сцене: больше всего его увлекали Эгон Шиле и французские импрессионисты; однажды он охарактеризовал творчество Дега, как «аллергическую реакцию на уродство». Искусство как таковое художник уподоблял «религии без цели». В этом отношении он оказался не столь оптимистичен, как Герман Нитш, чьи экстремальные, ритуализированные, квазирелигиозные действа были призваны освободить общество от насилия.

Брусу принадлежит высказывание «Кто-то должен взять на себя вину за красоту мира», которое достаточно красноречиво характеризует его собственное творчество и венский акционизм как феномен.

 

1970-е – наши дни

После 1971 года Брус ни разу не обращался к акционизму. С тех самых пор его всецело занимает графика и изобретённые им «стихи-картины» (Bild Dichtung), его рисунки отличает изящество и мрачная сказочная атмосфера в духе иллюстраций Артура Рэкхема. Брус утверждает, что в Bild Dichtingen нашёл идеальную для себя форму выражения.

В отношении живописи основные усилия Бруса были направлены на то, чтобы трансформировать материальные ощутимые процессы в видимые. По его словам, язык более не является надёжным способом передачи смыслов; краскам он также не верит. «Цвет не будет играть никакой роли в искусстве будущего», – пишет художник.

В 1971 году в Галерее Михаэля Вернера в Кёльне состоялась первая ретроспективная выставка Бруса. В том же году вышла его первая книга «Irrwisch», ставшая связующим звеном между акционизмом и литературным творчеством автора.

Брус принимал участие в пятой выставке современного искусства «Документа» в 1972 году в Касселе, а также последующих, шестой и седьмой, в 1977 и 1982 гг. соответственно.

Из добровольного изгнания Брус вернулся на родину только в 1976 году.

В 90-е годы Брус перенёс две операции в связи с образованием раковой опухоли. Опыт пребывания в больничной изоляции был осмыслен им в сборнике «Теория шрамов» (1999).

В 1997 Брус получил Большую австрийскую государственную премию.

Начиная с лета 2005 года, Брус ведёт колонку и иллюстрирует австрийский ежемесячный журнал Datum. Художник живёт и работает в Граце.

В 2008 году открылся персональный музей Бруса – BRUSEUM. Некоторое время спустя он переехал и 26 ноября 2011 года был открыт в NeuenGalerieGraz в музейном квартале Йоаннеум в Граце.

В 2010 году берлинская компания Edition Kröthenhayn, специализирующаяся на хоум видео, издала DVD бокс-сет, содержащий записи практически всех ключевых акций Бруса, включая «Прогулку по Вене», «№33», «Вдох – Выдох» и многие другие.

В 2013 году значительную часть наследия художника приобрёл Нью-Йорский музей современного искусства (Museum of Modern Art).