Дэвид Хокни

современный британо-американский художник, фотограф и сценограф. Большую часть жизни провёл в Соединённых штатах, где в настоящее время и проживает. Является одним из основателей британского поп-арта и автором оригинальной искусствоведческой теории. Признан самым влиятельным английским художником послевоенного периода.

 

Британский поп-арт

Дэвид Хокни родился 9 июля 1937 году в Бредфорде, графство Йоркшир, в семье Лауры и Кеннета Хокни. Отец Дэвида работал простым бухгалтером, но, будучи художником-любителем, в свободное от служебных обязанностей время посещал вечерние курсы местной художественной школы.

Мальчик получил блестящее образование – родители отдали его в местный художественный колледж, после юноша поступил в Королевский художественный колледж.

Учёба свела Дэвида с молодым американским художником Роналдом Китом.

Когда Хокни хотели забрать в армию, в качестве альтернативы он выбрал гражданскую службу в National Health Center, где прослужил два года. В течение этого времени он принимал активное участие в политической жизни страны и нарисовал серию плакатов в поддержку Кампании за ядерное разоружение. Незадолго до выпуска Хокни сообщили, что ему не дадут диплом, если он не напишет необходимый для этого проект. Студент отказался и в знак протеста нарисовал скетч под названием «Дипломная работа / The Diploma». В результате, для Хокни сделали послабление, и документ он всё-таки получил.

В 1960 году Хокни, по собственным воспоминаниям, восемь раз посетил выставку Пикассо в галерее Тейт. Близкое знакомство с шедеврами кубизма наложило отпечаток на всю его дальнейшую творческую судьбу. Спустя полвека Хокни утверждает, что кубизм так и не получил должного развития, поскольку подавляющее большинство воспринимает его лишь как стиль, не более.

В 1961 году Хокни принял участие в выставке «Молодые современники / Young Contemporaries», проходившей в Королевском колледже искусств и, по мнению большинства историков, положившей начало британскому поп-арту. Стоит, однако, отметить, что в ранних работах Хокни заметно влияние экспрессионистов, в частности – Фрэнсиса Бэкона.

На вырученные деньги Хокни в компании друзей отправился в США и с головой погрузился в богемную жизнь Нью-Йорка. Студенты в кратчайший срок успели посетить все крупнейшие музеи и галереи города – а также все примечательные гей-бары. Знакомство с Энди Уорхоллом и его окружением стало для молодого художника отличным стартом. Впечатлённый бурной жизнью Нью-Йорка, Хокни создаёт серию офортов «Похождения повесы в Нью-Йорке» – своеобразный оммаж Игорю Стравинскому и его опере «Похождения повесы». Главный герой серии – скромный и неуклюжий провинциал, типичный ботаник в очках, во многом похожий на своего автора. Полуавтобиографическая серия была напечатана ограниченным тиражом, однако пользовалась большой популярностью в узких кругах ценителей.

В 1961 году Хокни пишет работу с откровенным гомоэротическим подтекстом «Два сцепившихся мальчишки / We Two Boys Together Clinging», названную в честь одноимённой поэмы Уолта Уитмена и содержащую вырезку из газеты со словами «Two Boys Cling to Cliff All Night». В названии также зашифрован кивок в адрес известного певца Клиффа Ричарда. За эту картину Хокни получит премию Джона Моора (John Moores painting prize) в 67-м году.

В 1962 году Хокни посетил Берлин и Египет, где создал серию иллюстраций по заказу газеты Sunday Times.

В 1963 году молодой художник уже выступает с лекциями в университетах Калифорнии, Айовы и Колорадо.

В 1966 увидела свет серия иллюстраций (офорты и акватинты) к 14 стихотворениям Константиноса Кавафиса, одного из величайших поэтов Александрии. Хокни настолько сильно почитал поэта, что предпринял поездку в Бейрут, чья атмосфера, по его мнению, должна была напоминать Александрию времён Кавафиса.

Затем последовали иллюстрации к сказкам братьев Гримм – по словам Хокни, он прочёл все 350 сказок. 39 офортов на медных пластинках были выполнены для шести из них – «Рапунцель», «Птица-найдёныш», «Старый Ринкранк», «Маленький морской заяц», «О том, кто ходил страху учиться» и «Румпельштильцхен». Художник использовал старую и достаточно изощрённую технику акватинты, позволяющую добиться глубокого чёрного цвета.

 

Американская мечта

В 1966 году Хокни распрощался с Англией и осел в Лос-Анджелесе. В первый раз художник посетил Город Ангелов по рекомендации куратора Музея Метрополитен и близкого друга Уорхолла – Генри Гельдцалера. Лос-Анджелес, резко контрастирующий с холодным и консервативным Бредфордом, ошеломил художника. По его воспоминаниям, это была любовь с первого взгляда: «Калифорния по-настоящему потрясла меня... Где-то в глубине себя я уже знал, что полюблю её. Когда мой самолет пролетал над Сан-Бернардино, и я увидел бассейны и дома, и солнце — это взволновало меня больше, чем какой-либо другой город... Я никогда не видел таких домов». Виды Калифорнии напоминали ему об Италии и стали одним из основных источников вдохновения – наряду с мужской красотой. 

Одна из самых значительных работ американского периода – «A Bigger Splash / Всплеск» (1967). «Я писал „Всплеск“ около двух недель. Прежде всего, мне нравится идея, как Леонардо изучал воду, эти спирали... – Вспоминал Хокни. – А во-вторых, я хотел изобразить что-то, что длится всего две секунды. Мне потребовалось две недели, чтобы написать двухсекундный всплеск воды. Все знают, что всплеск не может застыть, — вот почему картина поражает больше фотографии». По мнению отдельных критиков, непосредственно всплеск, обозначенный на картине нервными белыми линиями и парой широких мазков, намекает на манеру абстрактных экспрессионистов (чья популярность к этому времени сошла на нет). В 60-е окончательно сформировался фирменный стиль художника: насыщенные, прозрачные краски, тонко переданное ощущение пространства, яркий свет, нарочитая наивность – и при том некоторая отрешённость. Наряду с пейзажами художник чрезвычайно плодотворно работал в других жанрах – он писал интерьеры домов миллионеров и коллекционеров искусства, а также портреты их владельцев. Хокни избегал случайных заказов и предпочитал изображать людей, которых знал хотя бы какое-то время: это позволяло не беспокоиться о достоверной передаче эмоций, и ему не нужно было льстить позирующим.

Музой и любовником художника стал Питер Шлезингер, с которым он познакомился в 1966 году. Питер – «воплощение калифорнийской мечты» и главный герой большого числа картин и рисунков Хокни, среди которых одна из его самых знаменитых работ «Питер вылезает из бассейна Ника». Тем не менее, отношения между двумя мужчинами оказались недолгими – во многом в силу существенной разницы в возрасте, – и уже в 1971 они расстались.

После гибели любимого питомца – таксы по кличке Стэнли – Хокни покинул Соединённые Штаты и вернулся в родной Йоркшир. Ему категорически не понравилось то, в какую сторону изменилась его родина, и он стал принимать активное участие в публичных демонстрациях. Хокни выступал против запрета на курение, против ограничений в праве на свободное передвижение футбольных хулиганов, против обязательного пристёгивания в автомобилях и в поддержку псовой охоты. Он также высказывался против войны в Ираке и публично выразил разочарование в деятельности лейбористской партии.

В 1968 году в Лондоне состоялась первая полномасштабная ретроспектива Дэвида Хокни. Художник был обласкан критикой и публикой, вдобавок, за ним закрепилась слава отца-основателя британского поп-арта. Действительно, среди своих современников он оказался наиболее последовательным борцом с элитизмом и элитарными концепциями хорошего вкуса.

 

Тезис Хокни-Фалько

В 1999 году Хокни посетил ретроспективную выставку работ великого французского живописца Жана Огюста Энгра. Изучив портреты мастера, художник пришёл к заключению, что тот, вероятнее всего, использовал специальные линзы для получения максимального внешнего сходства. Свои мысли Хокни изложил в книге «Тайное знание: забытая техника старых мастеров». По его мнению, многие классики использовали метод проекции для облегчения задач. Для этого они применяли камеру обскура и камеру-люцида.

Чарльз М. Фалько, крупный американский физик и профессор оптики, выступил соавтором Хокни. Книга была опубликована в 2001 году и вызвала противоречивые отзывы. Значительное число искусствоведов и историков были возмущены, поскольку восприняли публикацию как обвинение великих художников в жульничестве, хотя ни Хокни, ни Фалько ничего подобного не подразумевали. «У китайцев не было стеклянной промышленности, поэтому у них не было оптики. Как следствие, у них не было и перспективы. – Рассуждает Хокни в интервью газете Guardian. – История искусств не так уж стара, она насчитывает всего 150 лет, и многое остаётся неизученным. Но мы должны исправить это».

Канал BBC также выпустил часовой документальный фильм, посвящённый теории Хокни-Фалько.

 

В 1973 году Хокни надолго уехал во Францию. В Париже при содействии печатников Пабло Пикассо, Альдо и Пьеро Кроммелинков, художник выпустил серию гравюр, посвящённых великому испанцу. В 1975 году Хокни получил заказ на оформление декораций к опере Стравинского. Постановка прошла на фестивале в Глайнбурне в 1975 году и для Хокни стала дебютом в мире сценографии. Последующие годы работа художника самым тесным образом была связана с театром – в 1983 году в Центре Уокера, Миннеаполис, прошла ретроспектива, целиком и полностью посвящённая сценографии Хокни.

Во второй половине 1970-х гг. Хокни переключился на большой формат. Он выпустил ряд работ под общим названием Paper Pools («Машинописные бюро»).

В 1976 году художник представил на всеобщее обозрение альбом «Двадцать фотографических снимков», который был воспринят весьма положительно. Хокни создавал картины-коллажи из полароидных снимков разрозненных элементов интерьера или пейзажа. Ему удалось добиться популярности у зрителей и одобрения строгих арт-критиков.

В 1977 году художник опубликовал книгу мемуаров «Дэвид Хокни».

В середине 80-х он вернулся к традиционной живописи – в работах этого периода особенно заметно влияние Пикассо и Матисса. Основной темой работ художника с тех пор остаются пейзажи.

В 1993 году художник выпустил вторую автобиографию – «Именно так я вижу / Thats the Way I See It».

 

Настоящее время: цифровая живопись и переезд в Штаты

Новые технологии всегда завлекали и вдохновляли Хокни. Ещё в 80-е годы он экспериментировал с копировальными машинами – так родилась серия Homemade Prints («Самодельные отпечатки»). Появление и стремительное развитие цифровой живописи и графики не могло оставить художника равнодушным. Примерно в то же время Хокни предпринимает попытки совмещения различных точек зрения, и по сей день идея «движущегося фокуса» остаётся доминантной в его творчестве.

В 2008 году Хокни начал экспериментировать с цифровой живописью на собственном мобильном телефоне iPhone. Войдя во вкус, он переключился на iPad, и с тех пор планшет стал его верным спутником.

В последние годы Хокни сосредоточился на написании пейзажей Йоркшира. В 2011 году он был признан самым влиятельным британским художником всех времён по результатам голосования, в котором необходимо было сделать выбор из 1000 имён. Когда влиятельный журнал Art Review выпустил список ста человек, чья деятельность произвела революцию в мире искусства и на арт-рынке, в него попало лишь семь художников – одним из них оказался Хокни.

В 2013 году после трагической гибели своего ассистента Хокни вновь переехал в Лос-Анджелес, и, вероятнее всего, он намеревается остаться там до конца. Художник пишет акварелью и маслом, а в сфере цифровой живописи отдаёт предпочтение приложению Brushes. Он постепенно теряет слух и признаётся в интервью, что это только обостряет ощущение пространства, что художнику на руку.

В сентябре 2014 года вышла в свет объёмная биография художника авторства Кристофера Сайкса.