Билл Виола

современный американский художник, один из наиболее выдающихся представителей видеоарта.

 

Этапы становления

Билл Виола родился 25 января 1951 году в Квинсе, Нью-Йорк, детство провёл в различных городах штата.

В 1969 году Виола поступил в Колледж изобразительных и драматических искусств при Сиракузском университете. Его отец хотел, чтобы юноша изучал рекламу, но тот настоял на художественном образовании. Его преподавателем живописи стал Ларри Блейк, он знакомил студентов с живописью современных художников — Энди Уорхолла, Виллема де Кунинга, Джексона Поллока. Первая персональная «выставка» Виолы состоялась в университете, когда учитель вывесил его картины, нарисованные пальцами.

Виола получил степень бакалавра в 1973 году. Будучи студентом, художник работал в Synapse Video Centre, первом альтернативном медиа центре в Нью-Йорке. Здесь его наставником был Джек Нельсон, профессор, учивший студентов мыслить вне институциональных рамок. По воспоминаниям Виолы, в университете, где он открывал для себя мир новых технологий, он чувствовал себя как на детской площадке. Он изучал компьютерную графику, паял электросхемы, играл на синтезаторе Moog.

Виола всерьёз увлёкся музыкой и предпринял длительное путешествие в Италию. Там он познакомился с пионерами видеоарта Нам Джун Пайком, Брюсом Науманом и Вито Аккончи, а также открыл для себя работы старых мастеров.

На протяжении 70-х гг. Виола много путешествовал по миру, посетил Индонезию, Японию, Австралию, Соломоновы острова. Его привлекало традиционное искусство коренных народов и восточный мистицизм — в частности, дзен-буддизм и исламский суфизм. В период с 1973 по 1980 Виола учился у композитора Дэвида Тюдора и играл в его экспериментальной музыкальной группе Rainforest, которая была впоследствии переименована в Composers Inside Electronics Group («Композиторы внутри электроники»). С 1974 по 1976 гг. занимал пост технического директора флорентийской видеостудии Art/Tapes/22. Её главой была Мария Глория Бикокки, женщина, верившая в видеоарт как в новую форму искусства. Она ввела Виолу в круг итальянских художников arte povera и познакомила с такими выдающимися личностями, как Марио Мерц и Яннис Кунеллис.

От экспериментальной музыки к искусству видео

Вернувшись в США, Виола всецело посвятил себя видеоарту. «Я не выбирал видео, видео выбрало меня», — Признавался художник. В юности его интересовало всё новое и отталкивало всё, что казалось ретроградным. В школе он был лидером «ТВ-команды» (TV Squad) и разносил телевизоры по классам, в университете получил бесценный опыт работы с современными технологиями. «…Всё это плюс радикально мыслящее окружение 60-х вкупе с семиканальным детством сделало работу с видео вполне естественной… — Писал Виола. — Это не было экзотикой, это не было футуризмом. Это было очень актуально, очень современно и абсолютно нормально».

В 1976 году Виола стал членом группы художников Телевизионной Лаборатории некоммерческой образовательной телестанции WNET/Thirteen в Нью-Йорке.

В том же году увидела свет его первая теоретическая заметка. Она была проиллюстрирована коллажем из цитат газеты New York Times (материалом послужила статья о советских военнопленных) и снабжено выдержками из книги П. Д. Успенского о четвёртом измерении и визуализации при помощи «имманентного зрения». В том же году Виола создаёт инсталляцию «Он плачет о тебе» и снимает её на видео в режиме макросъёмки. В фокусе камеры капля воды, медленно стекающая из медной трубы, в ней отражается окружающее пространство. Наконец, с утрированным шумом капля разбивается. В своей книге «Всё и Ничто: Символические фигуры в искусстве XX века» искусствоведка Е. Андреева характеризует эту работу как «катастрофу макрокосма, отражённого в микрокосме».

В 1977 году Кира Перов, куратор Университета La Trobe в Мельбурне, пригласила Виолу продемонстрировать свои работы в Австралии. Так началось многолетнее и плодотворное сотрудничество: уже в 1978 году Виола и Перов поженились, Перов также стала исполнительной режиссёркой Студии Билла Виола (Bill Viola Studio). В 1979 супруги совершили амбициозное путешествие в пустыню Сахара с целью запечатлеть миражи.

В 1980 году Виола стал сотрудником лаборатории корпорации Sony (Sony Corporation’s Atsugi Laboratories). В рамках программы культурного обмена между Японией и США он был отправлен в Атсуги, где провёл полтора года. Виола изучал дзен-буддизм у Учителя Даена Танаки (Daen Tanaka). По воспоминаниям художника, однажды, показав ему свои работы, он получил бесценный совет, который запомнил на всю жизнь: «Ты должен учиться работать с позиции слабости».

В 1981 Виола и Перов перебрались в Лонг Бич, Калифорния, где и живут по сей день.

В 1983 году Виола создал 15-минутный ролик под названием Reverse Television («Обратное телевидение» / «Телевидение наоборот»), в котором люди смотрят в прицел видеокамер так, словно они смотрят телевизор. Этот ролик, ставший вехой в карьере художника, включает 44 видеопортрета жителей Бостона, сидящих в непринуждённой обстановке у себя дома и смотрящий в камеру будто в экран. Видео было показано в ноябре 1983 по каналу WGBH-TV фрагментами по 30 секунд. Художник настаивал на том, чтобы оно демонстрировалось отрывками по минуте каждый час в течение двух недель без каких бы то ни было предупреждений, анонсов, комментариев, титров или озвучки, поскольку его смысл заключался в нарушении привычного хода вещей. Тем не менее, ему пришлось пойти на компромисс с руководством телеканала: фрагменты были сокращены и сопровождались подробным описанием работы в начале.

В 1989 году Виола был удостоен Стипендии Фонда Макартуров (John D. And Catherine T. MacArthur Foundation), высочайшей награды, которую называют «грантом гениев».

 

Эстетическая и мировоззренческая платформы

Виола черпает вдохновение как в культуре европейского Средневековья и Возрождения, так и в мусульманском, иудаистском и буддийском искусстве. Во многих его произведениях содержатся отсылки к тем или иным классически шедеврам. Так, инсталляция Catherine’s Room («Комната Катерины») 2001 года содержит буквальные параллели с работой «Святая Екатерина Сиенская» Андреа ди Бартоло 1393 года. Благодаря своему изысканному аллегорическому стилю художник получил прозвище «Рембрандт видеоарта».

Виола изучает фундаментальные эмоциональные состояния человека во всей их глубине, нащупывает границы бытия и небытия, искусства и реальности, пространства и времени. В особенности художника увлекает тема рождения и смерти. В юности художник отправился в поход в горы с родителями и чуть не утонул в горном озере, впоследствии он вспоминал об инциденте как о своём наиболее волнующем опыте: «это самый прекрасный мир, который я когда-либо видел в своей жизни».

Главные инструменты Виолы — свет, цвет и музыкальное сопровождение (или звенящая тишина). Он работает с архетипами и никогда не использует язык. По замечанию одного критика, его работы призваны пробуждать «праязыковые (pre-lingual) воспоминания».

Виола также непринуждённо обращается со временем, используя все доступные технические средства его образной трансформации — замедленная съёмка, time-lapse, обратное воспроизведение и др.

Виола считает видео и кино принципиально разными видами искусства. В статье 1995 года «The Porcupine and the Car» он пишет: «Наблюдая за техническим развитием видео и кино, мы немедленно отмечаем глубокое различие. Как кино произошло от фотографии (фильм — это последовательность нескольких фотографий), видео вышло из аудиотехнологий. Видеокамера ближе к микрофону по своей природе, чем к кинокамере. Видеоизображение записывается на магнитную ленту через магнитофон. Тогда очевидно, что видео ближе к звуку или к музыке, чем к кино или к фотографии». В 90-е годы, когда цифровые камеры стали общедоступными, начался процесс так называемой «синематизации» видео, видео превратилось в любительское кино. В этой связи Виола старается не прибегать к пост-обработке, анимации или компьютерной графике и всячески стремится подчеркнуть обособленность, уникальность и самодостаточность видео как вида искусства. Кроме того, художник предпочитает работать с аналоговой техникой, включая видеопроекторы.

Виола сожалеет об уходе особой фактуры, присущей изображению, полученному на плёнку. «…Печально, что в знаменитой Лос-Анджелесской киношколе в Университете Южной Калифорнии больше не учат работе с кинопленкой. — Сетует он. — Для нас это примерно то же, как если бы сказали: ''О’кей, вы хотите изучать живопись, но мы больше не учим живописи маслом, потому что у нас больше нет таких красок''. '’Цифра'' великолепна, но ''цифра'' — это только ''цифра’’».

Выработав уникальный видеоязык (не путать с киноязыком), в конце 90-х он пришёл к трансформации своего видеоарта в ожившую живопись. Без ложной скромности Виола сравнивает свои проекции с фресками итальянского Возрождения.

Что касается религиозной составляющей, то в одном из интервью художник заявил, что все человеческие искусства — искусства в самом широком смысле этого слова, включая науки и технологии — происходят из ощущения чудесного и ощущения страха. Религия, говорит Виола, позволяет людям обуздать и лучше понять эти две естественные силы природы. «Religion is the essence of humanity». В то же время он не принадлежит ни к какой конкретной конфессии и фокусируется скорее на духовной и культурной манифестации религии.

 

Позднее творчество

В 1995 году Виола удостоился чести представлять США на Венецианской биеннале. Его инсталляции из цикла Buried Secrets («Похороненные секреты») получила самые высокие оценки критиков. В том же году художник стал доктором изящных искусств Сиракузского университета.

В 1998 году в Музее Уитни прошла масштабная ретроспективная выставка Виолы.

В 2004 году Виола начал работу над постановкой знаменитой оперы Рихарда Вагнера «Тристан и Изольда» в коллаборации с режиссёром Питером Селларсом и дирижёром Эса-Пеккой Салоненом. Премьера состоялась вмае 2005 на сцене Opéra National de Paris.

В 2007 году Виола сконструировал инсталляцию, предназначенную специально для 52-й Венецианской биеннале. Монументальный триптих под названием The Ocean Without a Shore («Океан без берегов»), был расположен в построенной в XV столетии Церкви Ораторио Сан Галло на Пьяцца Сан Марко. Он является частью цикла Transfigurations («Трансфигурации»). Инсталляцию увидели 60 000 человек.

В 2014 году в Соборе Святого Петра в Лондоне открылась постоянная инсталляция Martyrs (Earth, Air, Fire, Water) («Мученики (Земля, Воздух, Огонь, Вода)».

Художник также сотрудничал с модными магазинами (такими как Vogue и W Magazine) и занимался сценографией для промо-тура альбома группы Nine Inch Nails.

 

Место на международной арт-сцене

Билл Виола получил мировое признание, и его работы можно найти в крупнейших музеях земного шара. Он был удостоен высочайшей награды в области медиа-арта – Medienkunstpreis за вклад в становление и развитие видеоарта.

Виола является обладателем большого количества премий, включая призы United States/Japan Exchange Fellowship 1980, Rockefeller Foundation Fellowship 1982, Guggenheim Foundation Fellowship 1985, премию Polaroid Video Art 1985. Он получил множество национальных премий различных стран мира, стал Кавалером Ордена искусств и литературы Франции и заслужил награду Кинематографического Института Майи Дерен.

Художника знают и ценят в России: отечественные зрители впервые познакомились с его творчеством в 2003 году, когда в Государственном Эрмитаже была продемонстрирована его видеоинсталляция 1995 года The Greeting («Приветствие»). В 2005 она была продемонстрирована в Москве, в ГМИИ имени Пушкина. В 2009 в Петропавловской крепости была показана работа The Quintet of Remembrance («Квинтет памяти»), а в 2014 в Эрмитаже показали инсталляцию The Silent Sea («Море безмолвия»). В Санкт-Петербург работы Билла Виолы регулярно привозит Фонд «ПРО АРТЕ». Известно, что своего младшего сына Виола назвал в честь Андрея Тарковского.