Жоан Миро-и-Ферра

(также допускается испаноязычный вариант написания имени – Хуан или Хоан) – испанский каталонский художник-абстракционист, график, скульптор.

 

Начало карьеры

Жоан Миро родился 20 апреля 1893 года в Барселоне. Его отец, Микель Миро Адзериас, был часовщиком и золотых дел мастером родом из Таррагоны. Мать, Долорес Ферра, являлась дочерью столяра-краснодеревщика из Пальма-де-Мальорка. У Жоана были близкие и тёплые отношения со всеми членами семьи, однако его родители были крайне низкого мнения о художниках.

Учёба в школе давалась мальчику с трудом, из всех уроков он успевал только в географии и рисовании, которое было факультативным. Именно в школе, в возрасте семи лет Миро впервые попробовал рисовать.

В 1907 году четырнадцатилетний Миро по настоянию отца поступил в школу ремёсел и параллельно – в знаменитую художественную школу Ла Лонха (LaEsqueladelaLonja), ту самую, в которой учился Пикассо. Его преподавателем оказался Модесто Ургель

В 1910 Миро по настоянию отца нанялся помощником бухгалтера в торговый дом Дальмо-и-Оливерс. Работа была ему противна, он плохо справлялся и рисовал на полях документов.

В 1911 году художник заразился тифом и пережил тяжелейший нервный срыв. Период лечения и реабилитации он провёл на родительской ферме в Монтройге. Убедившись, что бизнесмена из сына ему не сделать, Миро-старший снял запрет и позволил Жоану заниматься искусством.

В 1912 году Миро стал посещать класс Франческо Гали в частной художественной школе в Барселоне.

В 1915 Миро снял мастерскую со своим сокурсником Рикаром. Друзья стали посещать художественный кружок в Сант-Люк.

Миро был призван в армию и отслужил полгода.

В 1918 году в Галерее Жозефа Далмо (Galeria Sala Dalmau Barcelona) состоялась первая персональная выставка Миро. Она была открыта в течение трёх недель с января по февраль, экспозиция включала 64 полотна и множество рисунков, сделанные за период с 1914 по 1917 гг. Работы начинающего живописца были осмеяны, а их автор предан остракизму. «Если это живопись, то я Веласкес!» - бросил один из посетителей.

После столь неудачного дебюта Миро решил кардинально сменить направление. В его творчестве наступил период поэтического реализма, который критик Рафолс охарактеризовал как «деталистский» (detallista). В письме другу, датированным 16 мая 1918 года можно найти следующие строчки: «Сейчас меня больше всего интересует каллиграфия деревьев и крыш —листказа листком, веточкиза веточкой, ребраза реброми черепицыза черепицей». Скрупулёзность и кропотливость Миро была отчасти продиктована его возросшим интересом к японской гравюре, к которой он пришёл через увлечение Ван Гогом, который был большим поклонником укиё-э.

В 1919 году Миро принял участие в групповой выставке «Группы Курбе», после которой принял решение покинуть Испанию. Атмосфера Барселоны казалась ему удушающей. В письме Рикару он жаловался, что больше не может находиться в городе.

 

Франция

В марте 1919 года 27-летний Миро приехал в Париж, где познакомился с ключевыми фигурами европейской художественной жизни, включая Пикассо. Посещение мастерской последнего крайне разочаровало молодого каталонца. «Всё пишется для дилеров, всё ради денег. – Делился Миро. – Визит к Пикассо сродни визиту к балерине с кучей любовников». Первые несколько месяцев в Париже Миро не мог притронуться к кисти, по собственному признанию, он был «дезориентирован, парализован». Положительное впечатление на него произвёл Лувр – «мощный» и «совершенно божественный».

В 1922 году Миро написал монументальную картину «Ферма». Начатая на ферме в Монтроиче (Mont-roigdelCamp), она была завершена в Париже. На тот момент Миро считал эту работу главной в своём творчестве: он работал над ней ежедневно по 7-8 часов в течение 9 месяцев. Монументальное полотно было призвано передать весь его опыт проживания в провинции и переживания за малую родину. Намереваясь продать картину, Миро связался с известным дилером Леонсом Розенбергом (Léonce Rosenberg), некогда занимавшимся делами Пикассо. Розенберг предложил разрезать холст на восемь частей, чем привёл художника в ярость. В итоге картина была продана писателю Эрнесту Хемингуэю. Он приобрёл её за 5000 французских франков в качестве подарка для своей супруги.

Позднее Хемингуэй напишет в журнале Cahiers d'Art: «В открытом такси огромный холст надувало ветром, как парус, и мы попросиливодителяехатьпомедленнее. Дома мы повесилиэту картину, все гляделина нее и былисчастливы. Я не променялбы ее ни на какуюдругуюкартинув мире». В том же году состоялась первая персональная выставка художника в Париже. Французы встретили художника куда более радушно. Миро обустроил свою мастерскую на улице Блома, 45 и объявил о создании художественного объединения «Группа улицы Бломе». В группу вошли его сосед, Андре Массон, поэты Мишель Лейрис, Антонен Арто, Робер Деснос, Жорж Лимбур. Позже Миро сблизился с поэтами-сюрреалистами: Андре Бретоном, Луи Арагоном и Полем Элюаром.

Современная поэзия и общение с видными французскими поэтами оказали существенное влияние не только на творчество, но и на образ жизни Миро, в чём он сознавался в письмах Лейрису. Картина «Пашня», написанная в Монтроич дель Камп в 1923-24 гг. была вдохновлена сборником «Гниющий чародей» Аполлинера.

 

Влияние сюрреализма

В 1924 году лидер сюрреалистов поэт Андре Бретон опубликовал «Манифест Сюрреализма». Это оказало значительное влияние на мировоззрение и стиль Миро. Хотя он никогда не был полноправным членом сюрреалистического сообщества, он успешно инкорпорировал некоторые принципы сюрреализма в своё творчество. Он обратился к бессознательному, начал следить за своими сновидениями и, по его словам, стал «использовать реальность, скорее, как отправную точку». Так, знаменитая работа «Каталонский ландшафт. Охотник» (1924) была написана «под влиянием галлюцинаций, вызванных голодом» (долгое время художник нищенствовал и мог позволить себе полноценный обед лишь раз в неделю). «Мне удалось избежать абсолютизации натуры, и мои пейзажи не имеют ничего общего с внешней действительностью... — Заключил Миро. — Я знаю, что ступил на рискованную дорогу, что меня будет охватывать паника, паника путников, следующих тропой, где их подстерегает опасность; я все преодолею благодаря дисциплине и серьезности, с которыми работаю»

По воспоминаниям близкого друга Миро, поэта Мишеля Лейриса, в кругу сюрреалистов посмеивались над каталонцем. Для них он был воплощением буржуазной благопристойности: чрезвычайно дисциплинированный и немногословный трудоголик, он не волочился за девушками, не провоцировал публику, не вёл богемный образ жизни. Он стремился при каждом удобном случае покинуть Париж и регулярно навещал родные края, черпая вдохновение в каталонских обычаях и пейзажах. Единственным сюрреалистом, с которым Миро по-настоящему сблизился, был Макс Эрнст, но и с ним отношения развивались необычно. Известен случай, когда в ходе жаркого спора Эрнст в ярости пригрозил повесить Миро, если тот не выскажет свою точку зрения. Эрнст полушутя повязал петлю вокруг шеи художника, но тот так и не проронил ни слова. В 1926 Миро и Эрнст заключили контракт с Сергеем Дягилевым и создали декорации к балету «Ромео и Джульетта», чем навлекли на себя гнев со стороны остальных сюрреалистов.

Самая первая работа Миро, которую можно назвать в полной мере сюрреалистической, была написана им в 1924-25 гг. Это «Карнавал Арлекина» — пляска текучих, бесформенных существ, произвольным образом заполняющих пространство от пола до потолка.

Жак Дюпен, поэт, художественной критик и автор одной из первых монографий о Миро, назвал его композиции 1925-27 гг. живописью снов. К слову самая первая монография о художнике вышла в 1940 году в Токио, её автор — Шудзо Такигучи.

В эссе 1928 года «Сюрреализм и живопись» Бретон отметил, что вполне вероятно, что Миро будут считать «наиболее сюрреалистическим из всех нас».

В 1928 году Миро предпринял путешествие в Голландию и написал серию «Голландские интерьеры» под впечатлением от увиденных в местных музеях шедевров старых мастеров. В 1929 женился на уроженке Майорки Пилар Хункосе Иглесиас. В браке родилась дочь Долорес.

Годы с 1928 по 1931 гг. можно назвать наиболее насыщенными и удачными в карьере Миро: ему удалось выбраться из нищеты, прославиться за пределами Франции и завоевать признание критики. Выставка в галерее Бернхайма, устроенная Пьером Лебо, сделала Миро одним из лидеров авангарда.

В 1933 году в Барселоне открылась экспозиция коллажей Мира, которая стала первой, положительно воспринятой на родине художника выставкой.

 

Образность

Ранние сюрреалистические работы Миро являются, по его же признанию, наиболее откровенными из всех, когда-либо им созданных. Художник писал, что галлюцинации заменили ему модель. Тем не менее, они не были результатом импровизации или плодом разыгравшегося воображения: созданию картины всегда предшествовал подготовительный этап. Миро рисовал эскизы и тщательно обдумывал содержание.

Как и в случае с другим выдающимся авангардистом, Паулем Клее, живопись Миро ошибочно называют наивной. Даже на страницах энциклопедических изданий можно нередко найти сравнения его зрелых работ с детскими рисунками, художнику любят приписывать стремление подражать детям. В действительности, Миро никогда не ставил подобных задач, одним из его ориентиров долгое время оставалась наскальная живопись. Известно провокационное высказывание каталонца: «Со времен пещерных людей живопись только деградировала». Его плоскостные, лишённые какого-либо объёма композиции, и впрямь напоминали наскальные рисунки.

Полотна Миро «кишат» органическими амёбообразными формами, напоминающими эмбрионы, однако лишены вызывающей брезгливость натуралистичности. «Для меня любой предмет —живой. — Писал Миро. —В этойсигарете илиспичечномкоробкея ощущаюгораздоболеенапряжённую жизнь, чем в иныхлюдях…При видедеревая испытываютакоепотрясение, словнооно говорити дышит. Деревои человекоченьпохожи…».

Миро работал с широким спектром материалов – камнем, медью, бумагой, мезонитом; наряду с красками им использовались песок, дёготь, казеин. Всё, что попадалось под руку, шло в дело. Он изготовлял коллажи из газетных и журнальных вырезок и приклеивал их к холстам. Создавал скульптурные композиции из подручного хлама, которые позднее отливались в бронзе.

 

Военное время

В 1936 году в Испании началась Гражданская война. Миро, принявший сторону республиканцев, провёл первый год войны в уединении на своей ферме. Он посвятил кровавым событиям картину «Мужчина и женщина перед кучей дерьма» (1936). В 1937 году, скрываясь от фашистов, Миро вновь приехал в Париж. Вместе с семьёй он был вынужден ютиться в крохотной дешёвой гостинице. В это время рождается знаменитый «Натюрморт со старым ботинком». Прибытие во Францию совпало с проведением в стране очередной Всемирной выставки, и художник получил заказ на оформление павильона республиканской Испании. Он нарисовал монументальное панно «Жнец», изображающее каталонского крестьянина с серпом.

Миро призывал общественность бороться с фашизмом и нарисовал пронзительный плакат «AidezL’Espagne» («Помогите Испании»). На нём изображён каталонский крестьянин в берете (barettina), чей образ по словам художника, был ему ближе и казался честнее, нежели портрет какого-нибудь интеллектуала. Позже в каталоге-резоне были опубликованы черновики художника, включая эскизы плаката. Из них становится ясно, что Миро намеревался изобразить женщину с обнажённой грудью, вздымающей руку со сжатым кулаком. Вероятно, художник отказался от первоначального варианта, так как тот слишком сильно напоминал о Марианне (персонификации Французской революции).

Годы Второй мировой войны художник провёл в Варанживиле, деревушке на побережье Нормандии. Миро пытался отплыть на корабле в США, но ему не хватило места. За несколько дней до оккупации нацистами столицы, Миро покидает Францию и возвращается в Испанию.

 

Вторая половина XX века

В 1945 году Пьер Матисс, сын художника Арни Матисса и весьма успешный галерист, выставил «Созвездия», цикл работ, написанный Миро в годы Второй мировой, совершенно далёкий от тем войны и насилия. К живописцу приходит мировая слава.

В 1947 году Миро получил заказ на роспись террасы отеля «Хилтон» в Цинциннати и стен отеля «Ле Гурме».

В 1948 художник вернулся в Париж. В 1954 он стал почётным гостем Венецианской биеннале и получил большую премию.

В 1956 году давний друг Миро Дюпен выступил в качестве куратора очередной выставки. Поэт был назначен единственным доверенным лицом художника. Впоследствии он стал организатором целого ряда мероприятий и выпустил многотомный каталог-резоне.

В том же году осуществилась давняя мечта Миро: он поселился на вилле с огромной студией в Пальма-де-Майорка. Вилла была спроектирована его близким другом, архитектором Хосе Луисом Серт. Миро, наконец, получил возможность трудиться над масштабными произведениями – теперь ему в буквальном смысле было где развернуться.

В 1959 году Миро получил Международную премию Гуггенхайма из рук президента Эйзенхауэра. Эту награду ему принесли гигантские трёхметровые композиции из керамики шириной в 15 и 7,5 метров, выполненные для штаб-квартиры ЮНЕСКО в Париже.

Затем последовали заказ на украшение столовой Гарвардского университета (1960-61 гг.), оформление Высшей школы экономических наук в швейцарском Сан-Галлене (1964), дизайн ограды Фонда Маг в Сен-Поль-де-Вансе и панно для Барселонского аэропорта (1970). На протяжении 50-70 гг. в фокусе внимания художника находились скульптура и керамика.

В мае 1968 года во Франции прошли массовые студенческие выступления, закончившиеся всеобщей забастовкой и сменой правительства. Миро, придерживавшийся левых взглядов и горячо поддержавший «красный май», был глубоко потрясён случившимся и написал картину «Май 1968». Начатая в 1968, она была закончена только в 1973 году.

В 1974 году Миро создал гобелен специально для вестибюля Южной башни Всемирного торгового центра. Работа была утрачена после террористической атаки 11 сентября 2001 года.

В 1975 году в Барселоне был открыт Фонд Жоана и Пилар Миро.

Художник скончался 25 декабря 1983 года в возрасте 90 лет.

В 1987 году в Музее Соломона Гуггенхайма прошла масштабная ретроспективная выставка, куратором которой стал давний друг и биограф Миро Дюпен.