Вильмош Аба-Новак

Родился 15 марта 1894 года в Будапеште, Венгрия. Его отец, Дьюла Новак, работал инженером железнодорожных путей, мать-австрийка, Роза Вагингер, была домохозяйкой. По материнской линии в семье было двое художников (троюродный брат и прадед), сама Роза была богемной и довольно эксцентричной женщиной, она культивировала в детях – Вильмоше, его брате Уильяме и сестре Мэри – любовь к прекрасному и учила их немецкому языку. Ещё в девятилетнем возрасте Вильмош, которому кисти и акварельные краски заменили игрушки, твёрдо решил посвятить свою жизнь искусству. Он стал готовиться к поступлению в Художественный институт под руководством Адольфа Рейссига. Впоследствии в его честь он прибавит к своей фамилии приставку «Аба» (венг. «отец»).

В 1912 году окончил художественное училище и поступил в Венгерскую королевскую школу рисования, расположенную в Будапеште (сегодня – Венгерский университет изобразительных искусств). В том же году начал работать в мастерской знаменитого живописца Адольфа Феньеша, представителя критического реализма. Планы Вильмоша нарушила Первая мировая война: художник был призван в австро-венгерскую армию. Во время службы на Восточном фронте он продолжал брать уроки рисования, его наставником стал Виктор Олгей.

Аба-Новак не оставил службу и не бросил писать даже после ранения в правое плечо. Участвовал в боевых действиях в Галиции, Буковине, Северной Италии. По окончании войны студент вернулся к живописи. В период с 1921 по 1923 гг. он каждое лето приезжал в так называемые «художественные колонии» в Сольноке и румынском Бая-Маре. В 1922 году он впервые принял участие в коллективной выставке, организованной Музеем Эрнста. В экспозицию попало 67 рисунков и 20 офортов.

В мае 1924 года состоялась первая выставка Нового общества художников (Képzőművészek Új Társaságának, сокращённо KUT). В октябре того же года Аба-Новак выставил сразу 18 полотен в Музее Эрнста.

Новеченто

В 1928 году стипендиат Венгерской академии художеств, Аба-Новак отправился в трёхлетнюю командировку в Рим. Компанию ему составили Иштван Сенье, Карой Патко и Пал Молнар, чей стиль был близок итальянскому новеченто (от итал. «двадцатый век»). Основательницей одноимённой группы – novecento italiano – сформированной ещё в 1922, являлась Маргарита Царфати, писательница и возлюбленная будущего фашистского диктатора Бенито Муссолини. Позднее директор университета, Тибор Геревич признавался, что направил учащихся в Рим, чтобы те ориентировались не на вольнодумный Париж, но на стремительно правеющее итальянское искусство: «Вместо того, чтобы равняться на анархистский Монпарнас, они будут обращаться к Риму и куполам Собора Святого Петра».

По мнению венгерского историка Ивана Беренда (Iván T. Berend), в тридцатые годы новеченто стал ключевым трендом в странах Центральной и Восточной Европы ввиду потребности в формировании национальной идентичности после приобретения многими из них независимости (в частности – после распада Австро-Венгрии). Новеченто явил собой гремучую смесь спонтанных авангардистских течений 20-х годов и официального, пропагандируемого властями националистического искусства, отсылающего к классицизму.

Аба-Новак сформулировал творческую задачу Нового общества художников следующим образом: «здоровое, максимально конструктивное, свободное от наркотиков искусство» должно создаваться «для коллектива» с целью «искоренить показной модернизм всяческих –измов».

В 1929 году появляется картина, которая обозначает новый виток в карьере Аба-Новака – «Promenade Concerto». Если в ранних работах венгра ещё заметно влияние «Группы восьми», видного объединения авангардистов начала XX столетия, то теперь его стиль становится куда более консервативным.

В 30-е годы именно венгерские последователи новеченто добились оглушительного успеха в Италии. Так, на венецианских биеннале 1930-го года 85 процентов иностранцев, удостоенных наград, составляли венгры. Одну из работ Аба-Новака, «Маленький трактир» («The little Inn») приобрёл Бенито Муссолини.

Вернувшись на родину Аба-Новак стал одним из лидеров так называемой романской (римской) школы венгерской живописи.

Вскоре он официально перешёл под покровительство венгерской аристократии.

Зрелость

Аба-Новак – один из наиболее значительных и узнаваемых венгерских художников XX века. Умело сочетая в своих работах принципы экспрессионизма с элементами итальянского новеченто, он, в отличие от большинства других политизированных художников, выработал свою неповторимую манеру живописи.

Тяготеющий к монументальности, Аба-Новак активно сотрудничал с Церковью и с завидной регулярностью выполнял заказы на фрески. Первым таким заказом стала роспись башни святого Деметра в Сегеде. Позже им были расписаны храмы в Будапеште, Яссентандраше (совместно с Ференцом Киовини), Паннонхалме и Пече, а также Мавзолей святого Иштвана в Секешфехерваре.

Отдельного упоминания заслуживают написанные им фрески в католическом соборе маленького захолустного Яссентандраша. Из-за них в спокойной провинциальной деревне разразился нешуточный скандал. Причиной послужила сцена адских мучений: эксцентричный художник изобразил среди страдающих грешников мэра соседнего города, членов правительства и некоторых своих знакомых. Ходили слухи, что один из персонажей – прохожий, отказавшийся угостить Вильмоша сигаретой. А фреска на соседней стене интересна тем, что Иисус на ней изображён мулатом.

Фрески выполнены в технике а секко (от итал. A secco – «по сухому»). Этот вид настенной живописи предполагает нанесение краски не на сырую, но на высохшую и повторно увлажнённую оштукатуренную поверхность.

Будучи признанным мастером монументальной живописи, Аба-Новак не оставлял и станковые картины. Любопытно, что и в них отражалась некоторая гигантомания художника. Критики и биографы единодушно отмечают его всеобъятный творческий размах и темперамент.

Из материалов художник предпочитал темперу и нередко изготовлял её самостоятельно; его цветовая палитра отличалась броскостью, граничащей с агрессивностью.

Выбор тематики обуславливался любовью художника как к изображению сельской жизни, так и к наблюдению за жизнью городских низов. В свой зрелый период он увлечённо пишет виды трансильванского Сегеда и жителей Альфёльда.

Яркие и сочные образы, причудливо повторяются в разных вариантах, подчас изобилуя юмором поистине балаганным. Ирония очевидно прослеживается в сюжетах, но характер сцен достаточно сдержан, чтобы не перейти грань вульгарности. Образы и краски непредвзято свидетельствуют о противоречивой межвоенной эпохе. Излюбленные персонажи Аба-Новака – это мужчины и женщины, живущие по соседству, посетители и работники харчевен, ярмарок, кабачков, бродячих цирков. Вряд ли можно утверждать, что для автора сюжеты его картин – взгляд стороннего наблюдателя, старательно копирующего экзотичную и социально чуждую для него среду; они лишены вуайеризма. Персонажи Аба-Новака иногда смешны, иногда трагикомичны (либо однозначно трагичны), подчас спокойны и благодушны, но при взгляде на них всегда остаётся ощущение причастности к жизни простолюдин и понимание автором их состояния.

Преждевременная кончина и значение для мировой культуры

Аба-Новак добился международной известности и завоевал множество престижных наград, прежде всего – Гран-При жюри Всемирной выставки в Париже 1937 года и Большую премию Венецианской биеннале 1940 года. Если верить легенде, когда Пабло Пикассо впервые увидел картины венгра, он в изумлении воскликнул: «Кто этот гениальный варвар?».

Последние два года жизни Аба-Новак преподавал академический рисунок в будапештском Университете изобразительных искусств. Художник продолжал писать до самой своей смерти от лихорадки 29 сентября 1941 года. Чтобы унять жар и иметь хотя бы малейшую возможность рисовать, Аба-Новак рассасывал кусочки льда. Ему было всего 47, что даже по тем временам – молодой возраст.

Наследие мастера – многочисленные картины и офорты – можно найти в частных коллекциях и крупных музеях по всему свету. Прекрасно сохранилась настенная живопись – расписанные им церкви функционируют по сей день.

Примечательна судьба фресок, украшающих Портал Героев в Сегеде, посвящённый солдатам, павшим в Первой мировой войне. В 1945 году они были заштукатурены по политическим мотивам указом прокоммунистического правительства. Причиной послужил изображённый на одной из трёх арок адмирал Миклош Хорти, профашистский реакционер и диктатор.

Лишь в 1995 году было принято решение об их восстановлении. Задание было поручено команде из 23 профессиональных художников. На реставрацию ушло шесть лет и 60 миллионов форинтов (денежная единица Венгрии).