Варвара Фёдоровна Степанова

советская художница-авангардистка, представительница конструктивизма, а также дизайнер и поэтесса. Долгое время выставлялась под псевдонимом Варст.

 

Ранние годы

Варвара Степанова родилась 23 октября (5 ноября по новому стилю) в литовском городе Ковно (ныне Каунас) в семье госслужащего.

В 1910-1913 гг. Степанова училась в Казанской художественной школе, где познакомилась со своим будущим супругом Александром Родченко. Девушка не окончила учебное заведение и переехала в столицу, вскоре за ней последовал и Родченко.

В 1914 Степанова стала посещать студии К. Юона и М. Леблана. В 1915-17 гг. успела поработать библиотекаршей, бухгалтером машинисткой на фабрике и секретаршей, так как её финансовое положение оставляло желать лучшего. В 1916 гг. Степанова и Родченко стали жить и работать вместе. Мастерская молодой пары расположилась в центре Москвы на улице Мясницкой. В разное время супруги проживали на Зубовской площади, на Волхонке и даже в квартире Василия Кандинского.

Под влиянием своего партнёра художница отошла от символистских пейзажей и графики в духе Обри Бёрдслея и увлеклась новейшими авангардистскими течениями. Она вошла в круг московских левых художников и осталась преданной идее коммунизма до конца своих дней.

В 1915 году состоялся её художественный дебют в московской Галерее Лемерсье. Она выставила два эскиза декоративных панно на выставке «Художники-декораторы в пользу раненых».

Февральская революция была с восторгом принята Степановой и Родченко. В 1917 ими был создан профсоюз художников-живописцев – Левая федерация. В это время художница выбирает самостоятельный творческий путь. Она вышла из тени своего мужа и стала полноправной и активной участницей московской художественной жизни.

 

Радикальные эксперименты

В период между 1917 и 1919 гг. Степанова выпустила несколько сборников экспериментальной «трансрациональной» поэзии в духе футуристической «зауми»: «Ртны хомле», «Зигра ар», «Гауст Чаба» и «Глоболкым». Книги были рукописными и сопровождались её собственными иллюстрациями. «Цветописная графика» Степановой была попыткой прийти к синтезу цвета и звука – эту задачу ставили перед собой многие авангардисты на рубеже веков. По замечанию А. Лаврентьева, «новизна метода Степановой кроется в том, что она стремится соединить фактуру звучания текста с фактурой его написания».Стихи были написаны разноцветными буквами, и цвет играл одну из ключевых ролей в передаче ритма и настроения. «Воспроизводя живописной графикой беспредметную поэзию двух книг "Зигра-Ар" и "Ртны хомле", я ввожу в живопись графики звук как новое качество, увеличивая этим ее (графики) количественные возможности», – объясняла художница. Интересен её приём использования газеты в качестве фона для рукописных стихов «анти-книги» Гауст Чаба.

В 1918 году Степанова отправила свои экспериментально-аналитические работы на первую выставку картин профсоюза художников-живописцев.

В 1919 году Степанова создала примечательные коллажи к пьесе А. Кручёных «Глы-глы», в которых были остроумно спародированы полотна её современников – Малевича, Матюшина, Поповой, Розановой и других.

В том же году Степанова заявила о себе во всеуслышание на открывшейся 9 февраля 1919 года V Государственной выставке картин в Музее Изобразительного искусства.

Последующие два года художница трудилась над циклом «Фигуры», выполненном в духе беспредметничества. В этой наиболее известной серии картин Степанова исследует фигуру человека в движении. «Картина, превращаясь в опыт и научное данное, дает формулу для производства новой формы жизни», – писала художница.

Известный поэт серебряного века Бенедикт Лившиц сравнил Степанову, Попову, Гончарову и Розанову с древними воительницами – именно его перу принадлежит меткое определение «амазонки авангарда». Он писал: «Эти (…) замечательные женщины всё время были передовой заставой русской живописи и вносили в окружающую их среду тот воинственный пыл, без которого оказались бы немыслимы наши дальнейшие успехи. Этим настоящим амазонкам, скифским наездницам, прививка французской культуры сообщила только большую сопротивляемость французскому “яду”».

 

Вклад в декоративно-прикладные искусства

С 1920 по 1923 гг. Степанова состояла в Московском институте художественной культуры (ИНХУК), причём первый год в качестве учёного секретаря. Она выступила в качестве создательницы Первой рабочей группы конструктивистов – вместе с супругом Родченко и художником Алексеем Ганом. В период с 1920 по 1925 она также преподавала в изостудии Академии коммунистического воспитания им. Н. Крупской.

В 1921 году Степанова приняла участие в выставке нон-фигуративных художников «5х5=25». На этой выставке была провозглашена смерть искусства. Степанова заявила, что музеи, бывшие некогда сокровищницами мировой культуры, теперь превратились в архивы. После этой выставки Степанова оставила живопись навсегда.

Как и её единомышленница и соратница Любовь Попова, она решила бросить станковую картину в пользу прикладных видов искусства. В 1923 году она опубликовала в журнале ЛЕФ программную статью «Костюм сегодняшнего дня – прозодежда», посвящённую проблемам современного дизайна. «Витрины магазинов с выставленными в них моделями костюмов на восковых манекенах становятся эстетическим пережитком. - Писала Степанова, - Сегодняшний костюм надо смотреть в действии, вне его нет костюма, так же, как бессмысленна машина вне работы ею производимой». Костюмы Степановой отличались, в первую очередь, удобством и функциональностью – эти качества она ставила во главу угла – андрогинностью, лаконичностью.

В 1923 году в том же ЛЕФе вышла её статья «О работах конструктивистской молодёжи», посвящённая отчётной годовой выставке учеников металлического факультета ВХУТЕМАСА. В ней были выведены два основополагающих принципа советского конструктивизма. Согласно первому, «материальное оформление вещи, в противовес эстетическому ее компанованию [sic!] в плане искусства, идет от задания, материала и конструкции к форме всей вещи в целом». Второй принцип – «разрешение движущейся вещи», утверждающее новый способ «организации» вещи. В статье также были обозначены три «дисциплины» конструктивизма – тектоника, фактура и конструкция. Степанова охарактеризовала прошедшую выставку как первый прорыв в борьбе с «эстетической заразой».

В 1924 году Степанова и её единомышленница Попова пришли на Первую ситценабивную фабрику. Они откликнулись на призыв фабрики, размещённый в газете «Правда», в котором художников приглашали на производство. В порядке эксперимента художницы создали несколько сотен эскизов тканей и «прозодежды» (производственной одежды) в стиле конструктивизма. Типичные цветочные мотивы были заменены геометрическими узорами, цветовая палитра была сведена к минимуму. Вопреки опасениям дирекции, оригинальный текстиль произвёл фурор. Так, во время летнего «Съезда народов» в Москве были раскуплены все «до аршина» ткани с рисунками художниц.

В 1924-25 гг. Степанова проявила себя ещё и как талантливая фотохудожница: она ввела систему модульной и акцидентной вёрстки в полиграфии, а также занялась оформлением книг и журналов. Среди её детищ – «Советское кино», «Радиослушатель», «За рубежом», «Книга и революция», «Красное студенчество», а также несколько плакатов из серии «Окна РОСТА», тексты для которых написал Владимир Маяковский. Со знаменитым поэтом художницу связывала тесная дружба. Он называл её «неистовой», а она оформила практически все прижизненные издания его стихов.

В 1925 году Степанова приняла участие в Международной выставке декоративного искусства в Париже. В Советском павильоне были представлены её театральные эскизы – декорации к спектаклю «Смерть Тарелкина» по одноимённой пьесе А.В,Сухово-Кобылина, поставленному В. Мейерхольдом в Московском драматическом театре, – и дизайны тканей.

В том же году Степанова и Родченко выполнили заказ на создание монументального панно для Дома Моссельпрома в Калашном переулке.

В 1926 году Степанова создала эскизы декораций для киноленты «Отрыв» - это был её первый и последний опыт сотрудничества с кинематографистами.

В 1928 году работы художницы попали на выставку «Бытовой советский текстиль», в 1930 – в экспозицию объединения «Октябрь».

К концу 20-х – началу 30-х гг. Степанова была признана одним из лидеров советского конструктивизма.

В 1932 году вступила в МОСХ (Московскую организацию Союза художников СССР).

 

Закат жизни

После 1934 года, когда Сталиным был объявлен примат социалистического реализма, активность художницы существенно снизилась. Настало время жесточайшей цензуры – и самоцензуры в том числе. Вплоть до своей смерти бывшая «амазонка авангарда» занималась, в основном, оформлением книгопечатной продукции – преимущественно агитационного характера. В 1933-34 Степанова работала художественным редактором в Партиздате ЦК ВКП(б).

Начиная с 1935 года Степанова и Родченко вместе работали в издательстве «Изогиз», где оформляли фотоальбомы, среди которых – «10 лет Узбекистана», «Красная Армия», «Первая Конная», серия «СССР на стройке» и др.

В конце 30-х художница вернулась к станковой картине, но былого экспериментаторства в её поздних картинах уже не найти.

1941-43 гг. Степанова провела в эвакуации в Перми. Она оформляла Окна ТАСС и выставки Гослитмузея. После окончания Второй мировой войны сотрудничала с журналом «Советская женщина», создавала дизайны фотоальбомов «Москва» и «Московский метрополитен».

Степанова скончалась 20 мая 1958 года в Москве. Её похоронили на Новом Донском кладбище рядом с супругом.