Тихару Сиота

Современная японская художница, работающая в жанре инсталляции. Родилась в Осаке в 1972 году, в 1999-м перебралась в Германию. В настоящее время живёт и работает в Берлине.

 

Биография

Сиота получила разностороннее художественное образование: с 1992 по 1996 гг. она изучала живопись в Киотском университете Сэйка, один семестр проучилась в Художественной школе в Канберре (Австралия) по обмену, в 1996 году прибыла в Германию, где поступила в Высшую школу изобразительных искусств в городе Брауншвейг. Поворотным моментом в её карьере стала встреча со знаменитой «бабушкой перфоманса» Мариной Абрамович, произошедшая по ошибке: Тихару хотела учиться и польской художницы Магдалены Абаканович, но вследствие путаницы с фамилиями оказалась у Абрамович. Не менее плодотворным оказалось для Сиоты общение с немецкой режиссёркой Ребеккой Хорн. Абрамович и Хорн повлияли на её решение работать с телом и исследовать телесный опыт.

Свою карьеру Тихару начала с живописи; её первая персональная выставка состоялась, когда ей было всего 20 лет. Но традиционное изобразительное искусство мало занимало художницу, она воспринимает этот период лишь как фазу, начало становления: «Тогда был, так сказать, мой “технический период” — только глаза, кисти и краски. Никаких чувств, одна лишь техника. Целых полгода у меня было ощущение, что я зашла в тупик и топчусь на одном месте. Во мне не было искусства». Обратиться к современному искусству её заставило посещение этнографического музея. Архаичные артефакты родом из Африки привели к пересмотру её взглядов на искусство и творческие методы.

В 1994 году Сиота отправилась в Австралию и устроила в Канберре перфоманс «Преображение в картину». Она облила себя и белые стены зала краской кроваво-красного цвета – фундаментального цвета, первого, который осознал первобытный человек. Некоторые искусствоведы рассматривают этот перфоманс как жест прощания с живописью.

Очень скоро она отказалась – пусть и не полностью – от использования человеческого тела. В 1996 году появился перфоманс, ставший поворотным моментом в творчестве Сиоты. Она оплела белую комнату чёрными нитями, настолько плотно, что в неё было невозможно войти. Посреди помещения находилась ампула с кровью художницы. С тех пор она стала использовать этот приём опутывания комнат и предметов во всех своих инсталляциях.

 

Инсталляции

Сиота использует при создании своих работ повседневные объекты: предметы мебели, чемоданы, одежду и обувь и т.п. Она изучает взаимодействие прошлого и настоящего, жизни и смерти, воспоминания, хранящиеся в тех или иных вещах.
В 2000 году она продемонстрировала инсталляцию «Воспоминания о коже», для которой развесила 22 белых платья с семиметровыми подолами и испачкала их землёй. Сверху на каждое платье лилась вода.


В том же году Сиота представила публике опутанные нитками больничные койки. На одной из них периодически спала сама художница. Инсталляция-перфоманс носила название «Во время сна». В 2002-м родилась новая версия, в ходе которой девушки спали на каждой кровати. Во время I Международной биеннале в Севилье Тихару радикальным образом изменила оформление работы, поместив вместо зловещих чёрных нитей зелёные лианы, спускающиеся с потолка. Было придумано и новое название: «Из – внутрь». Помещение, в котором проходил перфоманс, было декорировано старинными оконными рамами, найденными в Берлине. Окна – важный элемент в художественном словаре художницы: для неё они символизируют границу между мирами – внутренним и внешним, частным и публичным.
Визитной карточкой художницы является инсталляция 2002 года «В тишине». Она расположила в помещении обугленные рояль и стул и обмотала их чёрными нитями. На создание этой работы Сиоту вдохновили детские воспоминания о пожаре у соседей. В результате несчастного случая предметы утратили свою функцию, своё назначение и смысл существования, но сохранили форму, превратившись, таким образом, в призраки. «То, что остаётся – тишина, – комментирует Сиота, – Чем больше я об этом думаю, тем сильнее это чувство. Пианино больше не издаёт звуков, художник больше не пишет картин, музыкант больше не играет музыку. Они теряют функцию, но не красоту – они становятся ещё красивее». Такой подход вполне типичен для японской культуры, испытавшей влияние философии ваби-саби, с её принятием и эстетизацией несовершенств и откровенных изъянов. Интерес и сочувствие Сиоты предметам также вписывается в концепцию моно-но аварэ.


2003 год отмечен инсталляцией «Страх перед…», в которой обнажённая художница сидела на кровати спиной зрителям. Как всегда, ключевым элементом стали чёрные нити, создающие впечатление кокона.

Инсталляция «Травма» 2006 года выглядит более скромно, по сравнению с предыдущими работами, занимающими всё помещение, но не менее эффектно. Прозрачные прямоугольные камеры разных размеров водружены на белые постаменты различной высоты на фоне таких же стерильно-белых стен. Внутри камер традиционно – чёрная «паутина».


Признание

Несмотря на относительно молодой возраст, Сиота уже выставлялась в крупнейших мировых музеях Европы, Азии и Соединённых Штатов Америки. В 2013 её работа «Скрещенья» экспонировалась в московском Манеже в рамках биеннале современного искусства. Инсталляция представляла собой несколько гигантских сшитых специально для мероприятия белых платьев с бесконечно длинными полами, одновременно напоминающих подвенечные одеяния и саваны.
В мае 2009-го работа Сиоты впервые стала аукционным лотом. DVD с записью её перфоманса «Ванная» ушло с молотка на токийском Shinwa за сумму, эквивалентную 3,8 тысячи евро.

В настоящее время Сиота продолжает работать с пряжей и нитками, но создаёт уже не столь масштабные, более камерные инсталляции с опутанными точно паутиной предметами. Художница признаётся, что творит по наитию и никогда не знает наверняка, что будет делать дальше.
Она представляет Японию на 56-й Венецианской биеннале в 2015 году.