Питер Корнелит (Пит) Мондриан (с 1911 г. – Мондриан)

Нидерландский художник-абстракционист, основатель школы неопластицизма. Наряду с Кандинским и Малевичем считается основателем абстрактной и нон-фигуративной живописи.

 

Ранние годы

Пит Мондриан родился 7 марта 1872 года в Амерсфорте, Нидерланды, в строгой протестантской семье. Его мать часто болела, в связи с чем хозяйством занималась старшая сестра, а отец возглавлял местную школу, однако несмотря на свой пост не мог прокормить свою семью. Тем не менее, он отнёсся с пониманием к рано проснувшемуся в сыне влечению к живописи и даже сам учил его рисовать. Вместе они изготовляли литографии для кальвинистской церкви. Позже отец позволил Питу уехать учиться на художника и с помощью богатых и влиятельных друзей нашёл ему съёмную комнату и обеспечил финансирование учёбы. Так, в 1892 году в возрасте 20 лет Пит оказался в Амстердаме. Здесь он поступил в Академию художеств.

Весь 1897 год Мондриан провёл со своими братьями в провинции. После чудовищного отпуска в компании девушки из художественной школы, он возвратился домой и провёл несколько месяцев (с осени 1898 до лета следующего года) со своими родителями, лечась от пневмонии и восстанавливая здоровье. Юноша замкнулся, однако уединение принесло свои плоды: за это время он написал серию натуралистических пейзажей Винтерсвейка.

В его ранних работах отчётливо видно влияние академической традиции, но в то же время заметен формирующийся личный почерк. Преподаватель Мондриана, Август Аллебе, рекомендовал студенту изображать моделей в студии так, словно они были персонажами из повседневной жизни, но тот писал людей статичными, нередко использовал линейку. В стилевом отношении ранний Мондриан исключительно консервативен. Художник использовал обстановку мастерской для имитации старины. Пасторальные пейзажи Винтерсвейка имеют мало общего с абстрактными работами, которые позже принесут ему славу.

В 1898 году Мондриан попытался получить PrixdeRome, самую престижную стипендию в области искусства, но проиграл. В 1899 году он выполнил заказ на роспись потолка в особняке в Амстердаме в стиле нео-рококо.

В 1900 году художник примкнул к радикальной протестантской конгрегации Gereformeerde Kerk. В те времена эта пресвитерианская церковь активно сотрудничала с партией консерваторов.

В 1901 Мондриан вновь попытался получить римскую стипендию, но провалился. Кроме того, жюри написало разгромную рецензию на его работы. Художника обвинили в недостатке навыков, отсутствии таланта и неспособности изображать людей живыми. Его персонажи и вправду оставались безжизненными и статичными. Более того, его портреты напоминали фотомонтаж: человеческие фигуры были будто приклеены к фону и не слишком хорошо с ним сочетались.

В 1904-5 гг. Мондриан вновь обосновался в провинции и продолжил писать пейзажи в традиционалистской манере. Рассветы и закаты, пастбища и мельницы стали его основными темами. В этот период художник работал исключительно на пленэре и лишь довершал картины в стенах студии. В 1905 он посетил ретроспективную выставку Ван Гога в Музее Стеделик. Это оказало заметное влияние на его манеру письма. Следующие два года Мондриан активно пишет контрастные вечерние пейзажи и использует первичные цвета. Он исследует пространство и цвет, его формы становятся более обобщёнными, художник начинает постепенно двигаться в сторону абстрактного искусства.

 

Через теософию – к абстракции

В 1909 году Мондриан увлёкся мистицизмом Е.П. Блаватской и вступил в голландское Теософское общество. Он оставался его членом до конца жизни. Теософия (от греч. «theosophia – знание божественной сущности») и теософская символика оказали влияние на философию его творчества. Родившееся в России и набиравшее популярность в европейских странах – в особенности в протестантских Нидерландах, Германии и Скандинавии – учение Блаватской уделяло огромное внимание вопросам культуры и искусства. Как пишет искусствовед Роджер Липси, «вступив в двадцатый век, теософия... стремительно распространялась из страны в страну и на какое-то время сделалась главной альтернативной культурой. Она стала "школой", к которой обращались художники и мыслители в поисках принципиально иного описания мира и человека».

Под влиянием мистицизма художник взялся за перо и принялся за разработку собственных искусствоведческих теорий. По его мнению, абстракционизм противостоит «грубой примитивной животной натуре человека, однако он плоть от плоти истинной человеческой природы.

К 1911 году Мондриан завершил монументальный триптих «Эволюция», выполненный в явно символистском ключе. Эта живописная работа стала выражением его теософских исканий. На ней изображены три женские фигуры, воплощающие три состояния духа – земной, астральный и божественный, – эволюцию от Материи к Духу. У женщины в центре глаза раскрыты, у других закрыты. Композиционной основой «Эволюции» является равносторонний треугольник, геометрический символ, считающийся в теософии священным. Согласно теософскому учению, целью и смыслом человеческого существования является эволюция; для Мондриана эволюция была «всем». В своём письме Рудольфу Штайнеру, создателю антропософии, он заявил, что искусство должно стать выражением этой самой эволюции.

Стоит отметить, что Мондриан очень осторожен, когда апеллирует к теософии, более того, он избегает использования этого слова. Даже в иррациональном он всегда стремился найти некое рациональное зерно, подчёркивая, что его волнует именно художественная сторона. По мнению критика Карела Блоткампа, «Эволюция» с её простой и очевидной символикой является своеобразным исключением в творчестве художника – и только её можно однозначно назвать теософской. Нельзя отрицать влияние мистицизма на Мондриана, но и причислять его к теософам было неверно.

1911 год стал важнейшим в карьере Мондриана. Он посетил выставку современного искусства в Амстердаме. На него произвели глубочайшее впечатление кубисты Пикассо и Брак. Художник решил переехать во Францию и в 1912 обосновался в Париже. Чтобы отметить своё перерождение, он сократил свою двойную фамилию до «Мондриана».

Он стал работать в жанре так называемого «высокого кубизма» и пошёл дальше своих предшественников, напрочь отказавшись от изображения предметов или природных элементов. Он не использовал популярных приёмов кубизма вроде ротационного зрения (требующего осмотра картины с разных углов) и отказался от богатой цветовой палитры. Его кубизм аскетичен, беспредметен, почти бесцветен. Он занялся повторением уже знакомых ему тем: начатая до знакомства с авангардистами серия картин, изображающих деревья, была продолжена – но теперь в кубистской манере. Применяя различные методы, Мондриан пытался решить одну и ту же задачу: исследовать и передать при помощи геометрии и «светописи» (так он называл живопись) законы мироздания.

Искусствовед и писатель Павел Балека комментирует одно из его докубистических деревьев следующим образом: «Синее дерево Мондриана (1910) – это скорее выражение человеческой драмы, нежели изменения вида природного объекта: мистерия экзистенциальной метаморфозы, перехода из одной формы в другую – преодоление порога смерти на излёте земной жизни, пройдённой человеком». В работе 1912 года на ту же тематику – «Серое дерево» – художник ушёл от трёхмерности и фигуративности и ограничился ритмичными горизонтальными и вертикальными линиями.

Годы Первой мировой войны Мондриан провёл на родине, однако после вернулся во Францию. В 1915 году произошла судьбоносная встреча с художником и архитектором Тео ван Дусбургом. Они оказались единомышленниками, и их дружба переросла в многолетнее плодотворное сотрудничество.

 

«De Stijl». Неопластицизм

В 1917 году Дусбург и Мондриан основали группу De Stijl (голл. «стиль») и запустили одноимённый журнал. В группу помимо основателей вошёл целый ряд нидерландских авангардных художников, дизайнеров, архитекторов и скульпторов, среди которых Барт ван дер Лек, Вильмос Хушер, Геррит Ритвельд, Якобс Йоханнес Ауд, Жорж Вантонгерло и некоторые другие. Позднее к ним примкнули Константин Бранкузи, Эль Лисицкий, Джино Северини и Жан Арп.

Через журнал члены группы транслировали принципы и философию неопластицизма – направления абстракционизма, отторгавшего любые фигуративные элементы и стремящегося, по выражению Мондриана, к «выражению чистой пластики». Неопластицизм аскетичен и использует минимальное количество цветов: ахроматические, красный, жёлтый и синий. Догматичная палитра объясняется необходимостью «абстрагирования от естественного цвета в первоначальный цвет». Эта идея была позаимствована у философа и математика М.Г. Шунмакерса, предложившего ограничиться тремя красками в книге «Новый образ мира». Объём и изгибы изгнаны, допускаются лишь базовые геометрические формы – линии и точки. Мондриан, скрупулёзно разрабатывавший и шлифовавший свою теорию на протяжении всей жизни, призывал отказаться от всех форм выразительности в пользу «чистой» обобщённой формы.

Журнал «Стиль» был оформлен всецело в соответствии с эстетическими принципами группы. Реклама присутствовала только на внутренней стороне обложки, минималистичные иллюстрации были выполнены в мондриановской цветовой гамме. Подсчитано, что Мондриан обеспечивал порядка 70 % содержания ранних выпусков журнала. Он наконец-то получил возможность опубликовать все свои теоретические изыскания, начиная с 1909 года.

В 1919 году в Париже был опубликовано сочинение Мондриана «Неопластицизм», где подробно изложены основные тезисы. «Я выстраиваю линии и цветовые сочетания на плоских поверхностях, чтобы вполне осознанно передать общее представление о красоте», - писал Мондриан. Он верил, что при помощи простейших, но выверенных форм он сможет наиболее точно отразить вселенскую гармонию. Его тщательно продуманные композиции не имеют центра и буквально принуждают зрителя воспринимать картину в целом, не сосредоточиваясь на какой-либо детали или области полотна. Горизонтальные и вертикальные линии создают впечатление равновесия, но равновесия динамического. Несмотря на эмансипацию цвета в неопластицизме, с точки зрения художника именно форма определяет цвет: чем напряжённее линия, тем интенсивнее оттенок. Прямая линия сообщает цвету максимальную определённость.

В свою живопись Мондриан закладывал определённое социальное послание. «Прояснение идеи уравновешенности средствами живописи имеет огромное значение для человечества, - утверждал он. - Визуализация этой идеи должна показать, что, хотя человеческая жизнь в настоящее время обречена на хаос, она, тем не менее, в глубине своей основывается на уравновешенности. Люди поймут, что со временем уравновешенность и гармония смогут все более и более полно жить в нас».

В 20-е годы имя Мондриана уже у всех на слуху, его картины раскупают американские коллекционеры и попадают на престижные выставки. В 1926 году «Анонимное общество» - американская организация, возглавляемая Кэтрин Дриер, Марселем Дюшаном и Ман Реем – приобретает несколько работ Мондриана и организует выставку в Бруклине.

 

После «Стиля»

Группа De Stijl распалась в 1931 году. Мондриан ввиду непримиримых разногласий с другими участниками покинул сообщество ещё в 1925. Он уединился в Париже и вёл аскетичный образ жизни, оставался довольно замкнутым, однако продолжал принимать активное участие в творческой жизни столицы. В 1929 году он вступил в группу Мишеля Сейфора и Торреса-Гарсиа «Круг и квадрат», в 1931 примкнул к движению «Абстракция – Творчество».

В том же году Мондриан приступил к новой серии полотен, в которой увеличил количество чёрных параллельных полос. Два года спустя была написана знаменитая «Композиция с жёлтыми линиями», на которой разноцветные линии разной ширины пересекают белый ромб. Затем последовал цикл «решёток» с плотно сгруппированными пересекающимися линиями (характерная работа этого цикла – «Композиция с красным и синим», 1937).

В 20-е годы благодаря своей деятельности в «Стиле» Мондриан получил довольно широкую известность и признание в художественных кругах, однако это никак не отразилась на его плачевном финансовом состоянии. В 1936 году его фамилия попала в список «бедствующих интеллектуалов», ежегодно составляемый Союзом благотворительных организаций Парижа.

 

Особенности и противоречия

Мондриан говорил, что единственное гениальное изобретение XX столетия – это скотч (появившийся в 1921 году). С его помощью он и создавал свои знаменитые «решётки», наклеивая тонкие полоски на холст и закрашивая свободное пространство. При этом он мог трудиться над одной картиной месяцами, применяя математический расчёт и нанося слой за слоем, до тех пор, пока не получал удовлетворяющий его результат. Математика провозглашалась основой эстетического впечатления. В 1914 году Мондриан заявил о желании сделать абстрактное искусство классическим, сопоставимым с «архитектурой древних дреков». В его записных книжках можно обнаружить воображаемые диалоги со старыми мастерами: «Рембранд, мы идём не в том направлении, не так ли?». С точки зрения художника, его современники-абстракционисты якобы чересчур увлекались декоративизмом, он же стремился совместить традиции и инновации, сделать так, чтобы абстракционизм выглядел логическим продолжением эволюции живописи.

Дэвид Шапиро полагает, что своими теоретизированиями Мондриан временами загонял себя в угол и обнаруживает у него некоторые противоречия между теорией и практикой. Так, в период с 1899 по 1910 и позднее, в начале 1920-х, художник создал целый ряд акварелей с изображениями цветов, напоминающих своим сочетанием скрупулёзной детализированности и нейтрального фона ботанические иллюстрации. «Если состоятельная публика требует натуралистического искусства, то художник может использовать свои навыки, чтобы писать такие картины, но их нужно ясно отличать от самостоятельного творчества», - утверждал Мондриан. Между тем, в его доме имелась стена, на которой он развешивал свои цветочные акварели и которую он показывал только близким друзьям.

Шапиро пишет: «Меня страстно увлекли Мондриановские цветы как пример того, что кажется чувственным в работах, в которых чувственность подавляется». Дэвид Сильвестр рассматривает акварели художника как способ фокусирования на внутреннем мире, в то время как абстракции адресованы миру внешнему. Мондриановские абстракции парадоксальным образом отмечены влиянием реализма. Хэл Фостер отмечает, что «остатки референциальности» это именно то, что определяет и обосновывает абстракцию, спасая её от бессмысленности.

Все самые известные портреты Мондриана являются постановочными фотографиями, на которых художник позирует в интерьере своего парижского ателье или нью-йоркской студии. Британский искусствовед Фред Геттингс описывает мастерские Мондриана следующим образом: «Начиная с самой первой мастерской на улице дю-Депар в Париже, в мастерских Голландии и в последней мастерской на 59-й восточной улице в Нью-Йорке, внутреннее убранство до мелочей повторяло те строгие прямоугольники, которые преобладают в его картинах и которые сделали его знаменитым... он утверждал, что антикварные вещи, а ими художники любят загромождать своё рабочее пространство, превращая мастерскую в "музей старинного искусства", в действительности только мешают поддерживать контакт со своим временем».

Мондриан создал образ аскетичного, сурового и беспристрастного аналитика, вероятно, полагая, что именно таким его хотят видеть. При этом на создания своих наиболее зрелых и важных полотен его вдохновляли джаз – в особенности Луи Армстронг – и фильмы вроде «Серенады солнечной долины». Но самым наглядным доказательством противоречия между имиджем и сущностью Мондриана является огромная фотография Елены Блаватской, украшавшая стену в одном из его жилищ и висевшая среди монохромных прямоугольников.

 

Влияние на мировую культуру

В 1938 году Мондриан сбежал от нарастающей фашистской угрозы в Великобританию. В Лондоне он приступил к работе над масштабными композициями «Трафальгарская площадь» и «Площадь согласия». После начала Второй мировой войны и падения бомбы на соседний дом, художник всерьёз испугался за свою жизнь и принял решение покинуть Европу навсегда. Осенью 1940 года он поселился в Нью-Йорке. Его работы попали в экспозицию печально известной нацистской выставки «Дегенеративное искусство», что, впрочем, ничуть не расстроило художника – он принял это как похвалу.

В США художника приняли действительно тепло, пресса назвала его «одним из величайших беженцев Европы».

В 1942 году в Галерее Дуденсинг в Нью-Йорке состоялась первая и последняя прижизненная ретроспективная выставка работ Мондриана.

В 1943 году Мондриан написал картину под названием «Победа буги-вуги». Сегодня она считается воплощением неопластицизма и квинтэссенцией фирменного мондриановского стиля. В этой картине он достиг совершенства несмотря на то, что она осталась незавершённой. «Победа» оказалась самой последней работой художника, в конце 1943-го он попал в больницу с воспалением лёгких. 1 февраля 1944 года он скончался.

Первым музеем, решившим включить работу Мондриана в постоянную экспозицию, оказался Национальный музей Сербии.

В 1965 году выдающийся дизайнер Ив Сен Лоран создал платье, вдохновлённое «Композицией с красным, жёлтым, синим и чёрным», которое принесло ему славу и стало визитной карточкой Модного дома.

Сегодня Мондриан единодушно признан отцом-основателем абстрактного искусства наряду с Кандинским и Малевичем. Но его влияние на мировую культуру выходит далеко за рамки изобразительного искусства и охватывает все виды дизайна, типографию, архитектуру.