Пауль Клее

Немецкий и швейцарский художник-авангардист, один из наиболее самобытных модернистов в истории западноевропейского искусства.

 

Детство и юность

Пауль Клее родился 18 декабря 1879 года в Мюнхенбухзее, небольшом городке близ Берна, Швейцария. Он происходил из музыкальной семьи: его отец был преподавателем музыки родом из Тюрингии, Германия; мать имела французские корни и была отменной вокалисткой, среди её предков также были педагоги. В возрасте семи лет мальчик стал учиться играть на скрипке. Его любимыми композиторами были Бах, Бетховен и Моцарт. Впоследствии Клее говорил, что всегда рисует «с музыкой в глазах». Страсть к изобразительным искусствам была также привита ему в детстве. Его первой учительницей стала родная бабушка. Начальное образование мальчик получил в гимназии с литературным уклоном.

В возрасте 19 лет Клее переехал в Мюнхен и стал брать частные уроки у Хайнриха Книрра. В 1900 году юноша поступил в Академию художеств в класс знаменитого художника-символиста Франца фон Штука. Одним из его сокурсников оказался Василий Кандинский. В Германии студент увлёкся творчеством Гойи, Блейка, Сезанна и Ван Гога.

В 1901-1902 гг. Клее совершил путешествие по Италии, где открыл для себя живопись эпохи Возрождения (в первую очередь Микеланджело). Находясь под впечатлением от итальянского классического искусства, художник сделал серию офортов и гравюр на цинке («Встреча двух людей. Каждый из которых убеждён в более высоком положении другого», «Дева на дереве», «Инвенции», «Однокрылый герой»). Он также опробовал свои силы в витраже, но его работы не вызвали воодушевления у окружающих.

В 1906 году Клее женился на пианистке Лили Штумпф. Через год у них родился сын Феликс. Супруги осели в пригороде Мюнхена. Лили давала уроки фортепиано, а Пауль занимался иллюстрированием журналов и музицировал. Малоизвестен тот факт, что он писал музыку ради собственного удовольствия и даже иногда давал концерты. Живописец считал, что музыка достигла вершины в XVII столетии, композиторы XIX века и современники его не слишком интересовали.

По возвращении в Берн в 1910 году Клее устроил скромную персональную выставку, на которой продемонстрировал довольно мрачные акварели, офорты и рисунки, явно носящие печать немецкого романтизма и символизма. Выставка прошла незамеченной, что чрезвычайно расстроило художника.

 

Приход в живопись

Клее начал писать маслом лишь в возрасте 30 лет. Новая техника давалась с трудом: у него было недостаточно опыта, и приходилось делать множество эскизов, что, впрочем, не уберегало от неудачи.

В 1911 году Клее сдружился с Василием Кандинским, Францем Марком, Августом Макке и Жаном Арпом и присоединился к основанному ими обществе «Синий всадник» («Der Blauer Reiter»). 17 декабря того же года в галерее Танхаузер прошла их первая групповая выставка, однако Клее в ней не участвовал. Зато он представил 17 графических работ на последующей в марте 1912 выставке в Галерее Гольц под названием «Schwarz-Weiß» («Чёрное-Белое»).

В 1912 году Клее оказался в Париже, где открыл для себя французский кубизм – Пикассо, Брака, Делоне. На него также оказал значительное влияние примитивизм Руссо и фовизм Мориса Вламинка. В кубизме Клее привлекала манера работы с цветом и светом, а также характерный динамизм композиций.

Весной 1914 года Клее вместе с Августом Макке и Луи Муалье отправились в Тунис. Местная архитектура, исламское искусство и североафриканская природа с их ярким, но тонким колоритом вдохновили Клее – ещё никогда он не писал так много и так увлечённо. Примечательные работы того времени – «Кайруан» и «По мотиву Хаммамета». В своём личном дневнике художник написал: «Это смысл счастливой минуты: я и цвет едины. Я — художник». К слову, дневник он вёл в течение 20 лет – с 1898 по 1918 гг. Такое внушительное рукописное наследие сделало его одним из самых изучаемых художников XX столетия.

С началом Первой мировой войны художник был призван в армию. Годы с 1916 по 1918 он занимался канцелярской работой, находясь в резерве, вдали от боевых действий, и много времени посвящал творчеству. Фактически с живописью он не расставался. Клее был глубоко потрясён гибелью Макке и Марка и посвятил им серию литографий по дназванием «Смерть за идею» (1915).

К 1917 году Клее удалось завоевать признание критиков, и его работы стали хорошо продаваться.

 

Межвоенные годы: Клее-теоретик и Баухаус

После демобилизации Клее вернулся в Мюнхен, это случилось в 1919 году. Он подписал трёхлетний контракт с арт-дилером Гансом Гольцем, влиятельным владельцем собственной галереи. В 1920 году в Галерее Гольца открылась персональная выставка, в чью экспозицию вошло порядка 300 работ; примерно в то же время в Берлине была издана теоретическая работа Клее «Творческая исповедь». В этой книге художник изложил свои взгляды на искусство вообще и живопись в частности. С его точки зрения, целью изобразительного искусства является не воспроизводство видимого человеческому глазу, но воссоздание постигнутого. «В былое время люди рисовали вещи, которые можно было увидеть на земле. Вещи, на которые им приятно было смотреть. Сейчас, рисуя, мы воссоздаем несомненную реальность видимых вещей и, делая так, выражаем веру, что в отношении к миру в целом, видимое - только вырванный из него кусок, а другие истины - скрыты... Наша цель - обнаружить основополагающую идею среди случайного».

В 1920 году вышло в свет издание повести Вольтера «Кандид» с иллюстрациями Клее. В том же году он получил приглашение от Вальтера Гропиуса стать преподавателем в недавно основанной им Высшей школе строительства и художественного проектирования «Баухауз». Поначалу художник возглавил переплётную мастерскую. Когда переплётная машина сломалась, его перевели в мастерскую живописи по стеклу, однако техническая сторона мало привлекала художника. С января 1921 Клее вступил в должность преподавателя пропедевтики, а с 1928 он и Кандинский стали вести уроки живописи для особо отличившихся студентов.

Клее оказался выдающимся теоретиком искусства, и особенного внимания заслуживают его размышления о взаимосвязи музыки и цвета. В его случае синестезия была не просто увлечением, а сравнение оттенка и музыкального тона – не просто метафорой. Он исследовал возможность звуков и чистых тонов гармонировать и контрастировать, искал их соответствия. Его живопись стала настоящим эквивалентом ритмических и тональных музыкальных соотношений. В 1921 году поэт Райнер Мария Рильке написал, что даже если бы не знал, что Клее умеет играть на скрипке, он бы об этом догадался, глядя на его рисунки. «Приведение в созвучие архитектонической и поэтической живописи» и конструирование «спиритического цветосветового пространства» были архиважными задачами, которые ставил перед собой художник.

Цветовая теория Клее основывалась на движении. Его цветовой круг был разделён на шесть секторов, в нём был выделен треугольник с основными цветами и треугольник с так называемыми не-цветами (тот бишь ахроматическими цветами – чёрным и белым). Они образовывали «цветовую звезду», демонстрирующую два типа цветовых взаимоотношений: движение по кругу и по диаметрам.

Эстетическая платформа Клее сформировалась под влиянием трудов Вильгельма Воррингера об абстракции и вчувствовании, работ о психофизиологии и перцепции Эрнста Маха, теоретических статей членов группы «Синий всадник» – в особенности Кандинского и, разумеется, теорий других сотрудников Баухауса, в первую очередь теории Gesamtkunstwerk. Клее полагал, что мировоззрение и эстетика должны быть сплавлены воедино.

На разных этапах своей творческой биографии Клее обращался к различным, порой даже конкурирующим направлениям абстрактного искусства: экспрессионизму, кубизму, футуризму, сюрреализму. В то же время он является абсолютно самобытным художником со своими уникальными методами и узнаваемым стилем. Он использовал все доступные ему материалы и смешанную технику, экспериментировал с импасто (густое накладывание краски), аэрографией, аппликацией, тиснением, смешивал акварель и масло, акварель и чернила, масло и темперу. Писал на картоне, холсте, металле, различных тканях, обоях и даже газетных листах. В 1923 году вышла книга «Пути изучения природы», в которой Клее изложил теорию единства формообразования в природе и искусстве. Эту теорию он стремился подкрепить фактическим материалом, для чего проводил опыты. Он обобщил полученный материал в последующей работе – «Книге педагогических эскизов».

В 1923 году Клее вступил в «Голубую четвёрку», сообщество, в которое вошли также Кандинский, Лионель Файнингер и Алексей Явленский. В 1925 году группа провела ряд лекций в США и организовала выставку. Клее также принял участие в парижской выставке сюрреалистов и имел оглушительный успех. Стоит отметить, что с сюрреалистами у него было немного общего, однако его чрезвычайно вдохновляло исследуемое ими «автоматическое письмо». Клее уже давно экспериментировал с автоматизмом: известно, что ещё в 1914 году он нарисовал изображение с закрытыми глазами.

В 1928 году Клее посетил Египет, но он впечатлил его гораздо меньше, нежели Тунис.

В 1929 году вышла первая монография, посвящённая Клее, её автор, Уилл Громанн, был крупнейшим немецким арт-критиком своего времени, специализировавшимся на немецком экспрессионизме и абстрактном искусстве, за что получил прозвище «крёстный отец модернизма».

 

Бегство и кончина

В период с 1931 по 1933 гг. Клее преподавал в Дюссельдорфской художественной Академии. В это время он впервые обращается к технике пуантилизма в духе Жоржа Сёра и начинает работать в непривычном для себя большом формате. Знаковой работой того периода является картина «Ad Parnassum» (1932).

В 1933 году нацисты лишили его должности. В местной газете была опубликована заметка, в которой заявили: «…хотя он говорит всем, что является чистокровным арабом, на самом деле он типичный галисийский еврей». Квартира художника была обыскана гестаповцами, после чего его и уволили. Под занавес 1933 Клее был вынужден вернуться в Швейцарию. Он подал заявление на получение гражданства этой страны, но положительное решение было принято лишь спустя шесть дней после его смерти.

В 1934-35 гг. в Париже и Лондоне прошли персональные выставки, утвердившие значимость Клее на международной художественной сцене.

В 1935 году в Берне открылась значительная ретроспективная выставка Клее.

В 1937 году 17 полотен Клее оказались в экспозиции организованной нацистами выставке «Дегенеративное искусство». Его творчество было запрещено к демонстрации в галереях, 102 полотна были изъяты из коллекций различных музеев и конфискованы нацистами, всё это нанесло психике художника непоправимый урон. Клее тяжело заболел – врачи обнаружили у него склеродермию – однако не переставал заниматься живописью. В 1940 году в Цюрихе состоялась последняя прижизненная ретроспектива его работ. 29 июня 1940 года его не стало. Клее похоронили в Лугано, Швейцария. Несколько лет спустя урна с его прахом была перевезена на кладбище в Берне. На надгробной плите художника выгравировали его собственное высказывание о себе: «Посюсторонне меня не постичь. Ибо как раз пребываю средь мертвых и среди нерожденных. Несколько ближе к Вселенной, чем водится. И всё же недостаточно близко…».

Наследие Клее огромно и включает более 9000 работ (по другим данным – более 10 000), включая витражи, скульптуру и куклы-перчатки, которые он мастерил для своего сына. Он был чрезвычайно впечатлён историей Ван Гога, создавшего 70 произведений в течение последних 70 дней своей жизни, и неукоснительно следовал девизу «Nulla dies sine linea» («Ни дня без линии» / «Ни дня без строчки»).

Пауль Клее оказал основополагающее влияние как на изобразительное искусство, так и на музыку. Композитор Эдисон Денисов называл его своим самым любимым художником, поэт Арсений Тарковский посвятил ему стихотворение «Пауль Клее» (1957).

На родине художника, в Швейцарском Берне был открыт Центр Пауля Клее. В его честь был также назван выставочный центр в Берлине.