Нам Джун Пайк

Американский художник и скульптор корейского происхождения, основоположник видеоарта.

 

Образование

Нам Джун Пайк родился 20 июля 1932 года в Сеуле в многодетной семье. Мальчик был пятым, самым младшим ребёнком, о его детстве практически ничего не известно.

В 1950 году в связи с началом военных действий его семья была вынуждена бежать из Кореи сначала в Гонконг, а затем в Японию.

В 1956 году Пайк окончил престижный Токийский университет, в котором изучал музыку и философию, защитив диссертацию, посвящённую творчеству немецкого авангардного композитора Арнольда Шёнберга. В дальнейшем Пайк перебрался в Европу и поселился в Германии, где два года занимался изучением истории музыки в Университете Мюнхена и консерватории Фрайбурга. Он общался с такими выдающимися композиторами, как Карлхайнц Штокхаузен (один из основателей электронной музыки) и Джон Кейдж. Последний учился у Шёнберга и являлся ключевой фигурой американского музыкального авангарда.

Долгое время Пайк и сам занимался музыкой, но общение с современными художниками – в первую, очередь Йозефом Бойсом и Вольфом Фостелем – подтолкнуло его к практике визуальных искусств. Он присоединился к движению неодадаистов Флуксус (лат. Fluxus – «поток жизни»).

 

Fluxus

Флуксус стал одним из важнейших арт-движений второй половины XX столетия. Наряду с Пайком в нём принимали участие Йозеф Бойс, Карлхайнц Штокхаузен, Йоко Оно, Джон Кейдж, Терри Райли и некоторые другие. Основателем направления считается литовский архитектор Джордж Мациюнас. Родившись в конце 50-х и оформившись в 60-е, оно провозгласило спонтанность основополагающим творческим принципом.

Известно высказывание Нам Джун Пайка: «Флуксус - это состояние души». В этом творческом «потоке» слились воедино самые разные направления современного искусства: от деколлажа до хеппенинга. Во время одного из перфомансов Флюксуса Пайк опрокидывал пианино, волонтёры немедленно возвращали инструмент в вертикальное положение, а музыкант валил его повторно – и так бесчисленное количество раз. Для музыковеда и композитора с блестящим образованием это был глубоко символический жест и разрушение стереотипного образа классического музыканта. Пайк любил цитировать великого французского математика Анри Пуанкаре: «Открытое вновь не является новой вещью, а есть новое отношение между вещами уже существующими». Некоторые критики склонны видеть в фортепиано, ко всему прочему, символ западного искусства, западной музыки, ведь фортепиано – типично европейский инструмент.

С 1959 по 1962 год Пайк выступал с собственными произведениями музыки действия, а также исполнял произведение Штокхаузена «Originale» в Кёльне. Там же он некоторое время работал в студии электронной музыки. Среди представлений того времени стоит выделить Hommage a John Cage («Посвящение Джону Кейджу»). Заранее записанная музыка воспроизводилась на сцене одновременно с шумом, создаваемым людьми, животными и различными предметами – в том числе ревущим мотоциклом.

В 1962 году Пайк впервые создал технологическое произведение. Он спроецировал на большой экран чистую, неотснятую киноплёнку, благодаря чему импровизированный «фильм» образовывался из теней проходящих мимо людей, а также пыли на самой плёнке. Примерно в то же время состоялся знаменитый перфоманс Zen for Head («Дзен для головы»), отсылающий зрителя к дзен-буддизму. Переосмыслив религиозную каллиграфию, художник прочертил свиток собственной головой, предварительно обмакнув её в краску.

Затем началось долгое и плодотворное сотрудничество с виолончелисткой Шарлоттой Мурман. Вместе художники стремились соединить скульптуру, музыку и видео. Созданная ими инсталляция «ТВ-виолончель» представляла собой груду мониторов, сгруженных в форме музыкального инструмента. В «ТВ-опере» Мурман водила смычком по обнажённой спине Пайка – довольно прозрачная аллюзия на знаменитую «Скрипку Энгра». В перфомансах «ТВ-очки» и «ТВ-бюстгалтер для ожившей скульптуры» к глазам и к груди виолончелистки были приделаны миниатюрные телеэкраны: человек и техника становились единым целым.

 

Видеоарт

60-е годы – это время, когда видео находилось в зародышевом состоянии, а цветной телевизор считался предметом роскоши, позволить себе который могла далеко не каждая семья. Исследователи констатировали неизбежность стремительного технологического прогресса, а критики, философы и культурологи положили начало острейшей и непрекращающейся по сей день дискуссии о трансформации сознания, вызванной возникновением новых медиа. С самого начала радио и телевидение находилось в руках магнатов и под контролем государства и использовалось в качестве пропагандистского средства. В 1957-м началось активное использование монтажа, и стало ясно, что пути назад не будет: стало возможным эффективное манипулирование массовым сознанием, фабрикация искажённой, сфальсифицированной картины мира. Параллельно стало развиваться альтернативное, экспериментальное телевидение. В 1958 году один из основателей Флуксуса Вольф Фостель впервые инкорпорировал телеэкран в произведение искусства, создав инсталляцию German View from the Black Room Cycle. Тем не менее, эту работу ещё нельзя причислить к видеоарту. Пальма первенства в этой области принадлежит именно Пайку, поскольку именно он перешёл от буквальной репрезентации объектов и событий к созданию нового визуального языка, нового способа творческого самовыражения.

В 1963 году Пайк отправился в путешествие в Японию. Здесь начались его ранние эксперименты с цветным телевидением и электромагнитами; он набивал телевизор грязью, соединял регулятор громкости на радиоприёмнике с телесигналом, регулирующим настройки изображения, присоединял к нему микрофон и т.д. Художник был настроен крайне радикально. «Как коллаж вытеснил живопись, так электронно-лучевая трубка вытеснит холст» - говорил он. В том же году родилась инсталляция Zen for TV («Дзен для телевидения»), представляющая собой одиноко стоящий расстроенный телевизор, транслирующий лишь белую полосу – размышление о природе телетрансляции и переосмысление буддистской концепции шуньяты, безупречной «пустоты», Абсолюта. Шуньята обозначает «отсутствие постоянного «я» у личности и у явлений» в силу их относительности и взаимозависимости.

Но главное событие 1963-го – первая персональная выставка Пайка, Exposition of Music Electronic Television («Выставка Музыкально-Электронного Телевидения»), прошедшая в Вуппертальской галерее Парнас в Западной Германии. Для экспозиции художник сломал множество музыкальных инструментов и соорудил инсталляцию из ТВ-приёмников. При помощи больших магнитов, приделанных к экранам телевизоров можно было искажать транслируемую картинку, создавая причудливые узоры. Примечательно, что демонстрировались не произвольные видео, но рекламные ролики. Экспозиция открывалась ежедневно в 19:30 и закрывалась в 21:30 в течение десяти дней.

В 1965 году состоялась первая крупномасштабная персональная выставка в Нью-Йорке в галерее Bonino. Она получила говорящее название «Electronic Art». В 1967 простым покупателям стала доступна портативная видеокамера Portapak, детище фирмы Sony. Этот событие немедленно нашло отклик в художественных кругах. Одну такую модель приобрёл и Пайк. Изображение, получаемое камерой, было довольно посредственным, однако произведя некоторые настройки, художник стал с увлечением снимать.

Период с 1966 по 1969 – переломный в творчестве Пайка. Он активно экспериментирует и создаёт ряд инсталляций с мониторами, которые приносят ему славу.

В 1969 году состоялась групповая выставка современных художников под названием «Телевидение как творческое средство», в которой приняли участие Нам Джун Пайк и Шарлотта Мурман с их перфомансом TV-bra («ТВ-бюстгалтер»). Выставка прошла в Нью-Йорке, в галерее Говарда Вайса и стала своеобразным мостом между «кинетическим искусством» 60-х и только-только появившимся на свет видео-артом. Позже Вайс закрыл галерею и организовал некоммерческую организацию Electronic Arts Intermix (не путать с производителем компьютерных игр Electronic Arts), занимающуюся поддержкой видеоискусства. К настоящему моменту в её архивах находится порядка 3500 тысяч работ, среди которых – творения Нам Джун Пайка, Энди Уорхолла, Билла Виола, Марины Абрамович, Дары Бирнбаум, Гордона Матта-Кларк и других ведущих современных художников.

В 1969 году Нам Джун Пайк совместно с японским инженером Шуя Абе разработал первый в мире видеосинтезатор. Это устройство могло без помощи компьютера изменять видеоизображение. Его следовало прикреплять к проектору, камере или телевизору, оно могло изменять цвет, масштабировать, деформировать и т.п.

В том же году Пайк продемонстрировал «электронную оперу» – видеоклип Electronic Opera #1. Ролик был показан бостонским телевидением в программе «The Medium is the Medium». На экране мелькали искажённые неестественных цветов персонажи (от хиппи до известных политиков), а голос за кадром давал зрителям команды: «Закройте глаза», «Выключите телевизор» и т.п.

Пайк относился к новым медиа критически, но в его работах не было осуждения – он всячески приветствовал наступление новой эры. В одном из интервью 1986 года он достаточно просто обосновал свою позицию: «Наша жизнь наполовину естественна и наполовину технологична. 50 на 50 это хорошо. Нельзя отрицать, что хай-тек – это прогресс. Он нужен нам для работы. Однако если ты занимаешься только хай-теком, ты творишь войну. Поэтому нам нужен серьёзный элемент человечности, чтобы сохранить умеренность и естественность жизни».

Художника так же привлекает тема взаимоотношений техники и живой природы. В 1967 году он конструирует инсталляцию TV-Moon («Телелуна»), в которой каждый из выстроенных в ряд телевизоров транслирует одну из фаз Луны.

В 1974 году Пайк создал масштабную инсталляцию TV-garden («ТВ-сад»), в которой несколько десятков светящихся мониторов, транслирующих изображение Луны в режиме реального времени, живописно расставлены в зелёном саду между тропическими растениями, среди которых нет ни единого цветка. ТВ-сад символизирует собой «новый организм или светоносную флору, особенный вид фотосинтеза».

В том же году увидела свет одна из самых знаменитых инсталляций художника – «ТВ-Будда». Небольшая статуэтка Будды усажена перед телеэкраном, транслирующем самого Будду (его снимает камера, расположенная над монитором). Это одна из самых сложно интерпретируемых его работ. Она требует от зрителя определённого знания и понимания буддизма и задаёт множество трудных вопросов. Является ли «ТВ-Будда» метафорой медитации? Или, возможно, нарциссизма? Каким образом новые медиа репрезентируют нас? Что в этой инсталляции является объектом, а что субъектом?

1974 год также отмечен публикацией эссе Media Planning for the Postindustrial Society («Медиапланирование для постиндустриального общества»). В этом тексте художник ввёл термин «информационная супермагистраль», описывающий новейшую телекоммуникационную инфраструктуру.

В конце 70-х Пайк несколько остепенился. Если в 50-е и 60-е художник «стремился к радикализму как проявлению чего-то исключительно нового», то теперь его творчество стало более философским. В 1979 году он начал преподавательскую деятельность в Национальной Художественной Академии в Дюссельдорфе.

1 января 1984 года Нам Джун Пайк организовал телемост «Доброе утро, мистер Оруэлл». Видеоряд транслировали из Центра Помпиду в Париже, телецентра в Сеуле и студии WNET-TV в Нью-Йорке. Согласно подсчётам Дитера Дэниелса, аудитория ролика составила порядка 33 миллионов людей, его увидели в США, Канаде, Бразилии, Мексике, Корее, Японии, Европе. «Доброе утро, мистер Оруэлл» - эклектичный набор обрывков перфомансов: от Джона Кейджа до рок-группы Oingo Boingo. В этом видеоролике Пайк предвосхищает возникновение всемирной паутины и рисует оптимистическую картину будущего, свободного от надзирания оруэлловского Большого Брата. 1984 год, по определению, должен был пройти под знаком Оруэлла. Отсылку к его знаменитой антиутопии «1984» сделал режиссёр Ридли Скотт в рекламе первого компьютера Macintosh от Apple, а 10 октября вышла в прокат первая экранизация романа – её снял британский режиссёр Майкл Рэдфорд.

Два года спустя Пайк организовал аналогичный телемост под заголовком «Прощай, Киплинг!». Соединивший посредством телевизионной трансляции Сеул, Токио и Нью-Йорк, он стал ответом на знаменитую «Балладу о Востоке и Западе» писателя Редьярда Киплинга, где говорилось: «О, Запад есть ЗападВосток есть Восток, не встретиться им никогда».

В 1988 году специально для церемонии открытия Олимпийский игр в Сеуле была создана «медиабашня» - внушительная конструкция из 1003 телевизоров. Каждый монитор транслировал различные видео: от выступлений корейских барабанщиков до клипов Дэвида Боуи и Сергея Курёхина. Инсталляция получила название The more the better («Чем больше, тем лучше»).

 

«Культурный террорист»

В американской прессе Нам Джун Пайка называли «Джотто видеоарта», а Алан Кэпроу окрестил его «культурным террористом». Масштаб личности художника столь велик, что можно с уверенностью утверждать, что и то и другое верно. Пайк был первопроходцем во всём, что связано с видеоискусством и он же успел нарушить всевозможные нормы и правила в этом направлении.

«Терроризм» Пайка был родом из начала 60-х. Тогда его безумные эксперименты включали не только разрушение музыкальных инструментов, но и, к примеру, «прослушивание ртом» музыки с винилового проигрывателя или провоцирование ГДРовских солдат при помощи дистанционно управляемого робота, угрожающе двигающегося в сторону берлинской стены и транслирующего речи одиозных политиков – в том числе Гитлера. Поведение Пайка как на сцене, так и в жизни было максимально непосредственным и совершенно ребяческим, он был эксцентриком и революционером.

9 февраля 1967 года в Нью-Йорке совместно с Мурман был исполнен самый скандальный перфоманс за всю карьеру Пайка – Opera sextronique («Секстроническая опера»). Шарлотта играла на виолончели будучи полуобнажённой на первом этапе и топлесс – на втором. Во время первого акта виолончелистка исполняла «Элегию» Жюля Массне, она была одета в бикини с мерцающими светодиодами. После она стала играть «Интернациональную колыбельную» Макса Мэтьюса, в этот момент на ней была лишь чёрная юбка. Опера должна была состоять из четырёх частей, причём в финальной Мурман должна была остаться совершенно обнажённой. Однако перфоманс был прерван полицейскими, которые увели исполнительницу со сцены и произвели задержание. Позже «Секстроническая опера» была запрещена, а Мурман уволили из Американского симфонического оркестра. Пайк объяснил суть перфоманса в программке, где указал, что сексуализация классической музыки подрывает её серьёзность.

Скандалы и эпатирование публики никогда не были целью Пайка. В годы сотрудничества с Флуксус художник стремился вовлечь наблюдателей в творческий процесс, вызвать у него непосредственную реакцию, поразить, рассмешить. Позднее, разработав видеосинтезатор, он и вовсе предложил зрителю самому стать художником. Во время представления Beatles Electroniques («Электронные Битлз») музыка ливерпульской четвёрки трансформировалась в визуальные образы путём простых манипуляций: посетителям позволялось производить любе настройки прибора для деформации и изменения картинки. Как отметил критик Кальвин Томас, задачей видеоарта было превращение телевизионного экрана в электронный холст. В этом новом виде искусства демократический пафос Пайка получил наиболее яркое выражение. Он стремился очеловечить технологии и наладить интерактивный диалог с телевидением и со всем миром. «Кожа стала неадекватна для налаживания связи с реальностью, – говорил художник. – Технологии стали новой оболочкой бытия».

 

Последние годы

В 1991 году Пайк удостоился Медали Пикассо ЮНЕСКО.

Одной из его важнейших работ 90-х стало произведение 1995 года Electronic Superhighway: Continental U.S., Alaska, Hawaii («Электронная супермагистраль: Континентальные СШ, Аляска, Гавайи»). Пайк прокомментировал концепцию следующим образом: «Я использовал термин [информационная супермагистраль] в исследовании, которое написал для Фонда Рокфеллера в 1974. Я подумал: если ты создашь магистраль, люди непременно изобретут машины. Это диалектика. Если ты создашь электронные магистрали, что-то должно произойти». В 90-е годы сенатор Альберт Гор популяризовал придуманную Пайком концепцию, сделав её частью национальной программы развития информационной инфраструктуры США (NII). Под занавес XX столетия электронная супермагистраль стала популярным символом будущего. Пайк придал этой мечте о безграничной интерактивности и безграничном выборе осязаемую и зримую форму: он соорудил стену из традиционных для себя мониторов и разделил их светящимися разноцветными светодиодными лентами, образующими очертания границ штатов. При этом количество транслируемых каналов соответствовало суммарному количеству штатов и федерального округа – 51.

В 1996 году Пайк пережил инсульт, от которого оправился с большим трудом. Его частично парализовало, и это наложило отпечаток на его дальнейшую жизнь. Однако даже оказавшись в инвалидной коляске, художник продолжил художественную и преподавательскую деятельность. В 2000 году в музее Гуггенхайма состоялась самая полная ретроспектива его творчества за всю историю. Экспозиция заняла практически всё здание.

29 января 2006 года художника не стало.

Его несбывшейся мечтой было установить один гигантский экран на Таймс Сквер и один – на Красной площади и позволить людям общаться друг с другом 365 дней в году. «Это будет стоить одну миллионную часть бюджета ''Звёздных войн'', - заявлял он, - и это будет намного полезнее».