Кристиан Болтанский

современный французский художник, скульптор, режиссёр и фотограф.
 

Хронология

Кристиан Болтанский родился 6 сентября 1944 года в Париже в семье выходцев из Одессы, его отец имел польско-еврейские корни и работал врачом, мать была француженкой и убеждённой католичкой. В годы Второй мировой войны супруги инсценировали скандал, после чего женщина сказала соседям, что муж якобы бросил её, но в действительности тот скрывался в подвальном помещении в течение двух лет.

У Кристиана было двое старших братьев, один из них – Люк – стал известным и влиятельным философом. Семейство проживало в просторной квартире в благополучном районе Парижа, однако вело отчуждённую и откровенно странную жизнь. Своего отца Кристиан описывает как совершенно нелюдимого: «Он был абсолютно оторван от реальности, не имел ни желаний, ни друзей, ничего…». В то же время известно, что он был знаком с крупными дадаистами Андре Бретоном и Теодором Франкелем.

В возрасте 12 лет мальчик перестал посещать школу, до достижения восемнадцатилетия не выходил из дома один. С ранних лет он проявлял интерес к искусству, однако систематического профильного образования также не получил.

В 1958 году, в возрасте 13 лет Кристиан начал самостоятельно заниматься живописью. Самоучка, он трудился над большими форматами, изображал исторические события или одинокие человеческие фигуры – часто в макабрической обстановке (например, на фоне гробов). Он также лепил небольшие фигурки из глины. Отец юноши написал письмо Бретону, в котором пригласил писателя в гости посмотреть картины. Тот посоветовал Кристиану не становиться художником и заняться чем-нибудь другим.

Известность пришла к Болтанскому в 60-е годы благодаря авангардным короткометражным фильмам и публикациям дневниковых записей с размышлениями о детстве, в которых он смешивает правду и вымысел. Он рассылал копии своих сочинений видным персонажам арт-сцены, кураторам и критикам. Эти работы вошли в историю искусства как выдающиеся образцы мэйл-арта (англ. mail art).

В 1967 Болтански оставил фигуративную живопись в пользу фотографии и театра. Его особенно увлекали марионеточный театр и театр теней.

В 1968 году в театре Ранелаг (Théâtre du Ranelagh) открылась первая персональная выставка художника, на которой демонстрировалась короткометражная лента «Невозможная жизнь Кристиана Болтанского», а в зале сидели куклы в человеческую величину.

В 1969 году была выпущена книга-альбом под названием «Исследование и представление всего, что осталось от моего детства, 1944-1950 / Recherche et présentation de tout ce qui reste de mon enfance, 1944-1950» тиражом 50 копий.

В 1972 году Болтанский принял участие в престижной выставке современного искусства Documenta 5 в немецком Касселе (секция «Индивидуальные мифологии»).

В 70-е гг. он становится регулярным участником «Документы» и Венецианской биеннале.

До 1974 года искусство Болтанского остаётся преимущественно автобиографичным. Всё изменилось после фотопроекта «Комические сценки / Saynètes Comiques». Художник сфокусировался на глобальных темах, а также изучении культурных кодов и клише. В «Комических сценках» он изучает различного рода банальности, в частности, поездки молодожён в Венецию – самое популярное направление для проведения медового месяца.

В 1984 году Государственный музей современного искусства в Париже открыл масштабную ретроспективу Болтанского.

В 1986 Болтански обратился к жанру инсталляции и с тех пор работает преимущественно в нём. Начиная с 1988 года неизменным атрибутом значительной части его работ становится одежда.

В 1990 году кинорежиссёр Ален Флешер выпустил документальный фильм «Поиски Кристиана Б.». Лента завоевала Гран-При Международного фестиваля фильмов об искусстве.

В 1994 году инсталляция под названием «Страстная неделя / La semaine sainte» была продемонстрирована в Парижском соборе Святого Евстахия (Сент-Эсташ), возглавляемым в ту пору отцом Жераром Бенето, большим поклонником современного искусства, часто привлекавшего к сотрудничеству именитых художников. Инсталляция была открыта на Страстной неделе, в Великий четверг – в этот день верующие вспоминают события Тайной вечери. В Сент-Эсташ был накрыт большой стол для прихожан, всех присутствующих попросили оставить верхнюю одежду в церкви. На следующий день одежду разместили в центральном нефе, а перед алтарём возложили три пальто, символизировавших Христа и разбойников. После Пасхи прихожанам предложили по желанию пожертвовать одежду в качестве гуманитарной помощи для Боснии и Герцеговины.

 

XXI век

В 2004 году Музей Еврейского Искусства открыл экспозицию Болтанского под названием «Театр теней / Théâtre d'ombres», которая была открыта в течение целого года. Тогда же увидело свет двухсотстраничное издание мемуаров «Возможная жизнь Кристиана Болтанского», чьё название отсылало к его короткометражке 1968 года «Невозможная жизнь Кристиана Болтанского». В основу книги легло его интервью с Катрин Гренье, которое художник назвал исповедью и сеансом психоанализа. На последней странице он признаётся: «Я невероятный лжец. Я думаю ложь – хорошая вещь… и поскольку никто не знает, что есть истина, – она не слишком важна.

В 2010 году в парижском выставочном центре Grand Palais была открыта выставка Personnes в рамках ежегодно проводимой Monumenta. Инсталляция, название которой может быть переведено как «люди» и «никто» занимала площадь 13 500 квадратных метров и была условно разделена на 69 квадратов. Каждый квадрат был устлан поношенной одеждой и освещён холодным нейтральным светом. В центре композиции находилась колоссальная груда одежды высотой в 15 метров. В помещении поддерживалась температура всего шесть градусов выше нуля. Довершал картину гулкий звук, напоминавший шум заводских цехов – так звучали наложенные друг на друга аудиозаписи сердцебиения нескольких тысяч людей. В одном из интервью Болтанский заявил, что стремился создать максимально угнетающую атмосферу. Своей цели художник достиг – некоторые посетители стремительно покидали выставку, не досмотрев до конца, одна пожилая пара развернулась у самого входа, только заслышав страшные звуки.

В 2011 году Болтанский представлял Францию на 54-й Венецианской биеннале. Его инсталляция «Шанс» представляла собой колоссальный фабричный конвейер, по которому беспрерывно перемещались фотографии лиц младенцев. Машина подобно колесу Фортуны произвольно направляла новорожденных в разные стороны, то вниз, то на самый верх. Немаловажной деталью конструкции являлся счётчик, показывавший приблизительное число детей, родившихся с момента открытия биеннале.

С 1 июля по 25 сентября 2011 года испанский музей Es Baluard эскпонировал проект «Signatures» – инсталляцию, созданную специально для этого музея и посвящённую памяти рабочих, построивших его стены в XVII веке.

 

Характеристика творчества

Ключевые темы творчества Кристиана Болтанского – смерть, утрата, уничтожение, в том числе уничтожение памяти о прошлом и всего, что с ним связано. Свою задачу художник видит в ритуальном воскрешении, восстановлении утраченного, напоминании. Наивысшая же цель – сделать искусство неотличимым от жизни, неотделимым от неё.

Ещё одна важная тема, часто ассоциируемая с именем Болтанского – Холокост, хотя сам художник утверждает, что не касается конкретных исторических событий, но размышляет о потере как таковой. В одном из интервью 1989 года он описывает интересный случай, когда повторно использовал старые фотографии детей в новой инсталляции «Дети Дижона / Les enfants de Dijon», представлявшей собой своеобразный памятник детству. «Я попросил 200 детей подарить мне их фотографии и сделал с ними перманентную инсталляцию в Дижоне. 12 лет спустя я снова использовал их снимки, так как они уже были мертвы – не в буквальном смысле, просто их изображения больше не были правдой. Детей на фото больше не существовало, поэтому я решил сделать памятник ушедшему детству. В Нью-Йорке абсолютно каждый интерпретировал увиденное, как фото погибших в концентрационных лагерях детей. (…) Каждый видит то, что хочет видеть».

Болтанский избегает непосредственно использовать фотографии жертв, поскольку считает это позорным и кощунственным; именно кощунством он назвал работы Роберта Морриса с использованием реальных съёмок из нацистских лагерей. Он подчёркивает, что его работы не о Холокосте, но о смерти вообще.

Исследователи отмечают значительное влияние философии Ролана Барта на фотографические инсталляции Болтанского. Последний как и Барт считает, что фотография по природе своей связана со смертью.

Для создания инсталляций Болтанский использует фотографии, изношенную одежду, документы и личные предметы, которые находит на блошиных рынках Европы – в Париже, Берлине, Стамбуле. Он архивист, старьёвщик, историк и мистификатор. Все найденные им вещи Болтанский называет себя «художником пространства», и создаваемые им пространства освещены и обставлены таким образом, чтобы у зрителя возникало ощущение исчезновения грани между реальностью и вымыслом. Зачастую по завершении выставок работы либо раздаются нуждающимся, либо уничтожаются, и все материалы отправляются на свалку или переработку.

Свои инсталляции Болтански сравнивает с оркестровой музыкой, которая при каждом исполнении звучит по-разному. Он также говорит, что стремится вызывать в зрителях наиболее сильные эмоции: «В этом сложно признаться; это звучит глупо, немодно, но я за сентиментальное искусство». Действительно, многие из видевших его инсталляции плакали, включая уборщиц и кураторов.

Помимо фотографии и создания инсталляций Болтанский экспериментирует со звуком. На протяжении многих лет он коллекционирует записи сердцебиения людей со всего земного шара. Проект носит название «Архивы сердец» и насчитывает уже 15 000 аудио. На японском острове Тешима в настоящее время ведётся строительство хранилища для архива.

Болтанский известен не только благодаря своему творчеству, но и тем, что помог найти своё место в искусстве своему другу, куратору Хансу Ульриху Обристу. В 1986 году художник предложил ему организовать импровизированную выставку. «Мы выпили несколько бутылок пива, и я сказал: "Ты должен устроить своё первое шоу [в качестве куратора] у себя на кухне". И он сделал это» – Вспоминает Болтанский. Сегодня, спустя почти 30 лет, Обрист считается самой влиятельной персоной в мире искусства.

 

Пари с Дэвидом Уэлшем

В 2009 году Болтански стал героем заголовков мировых СМИ, после того, как заключил пари с австралийским мультимиллионером и коллекционером Дэвидом Уэлшем. Уэлш живёт на острове Тасмания, где построил собственный частный Музей Старого и Нового искусства.

Двое поспорили, проживёт ли художник ещё восемь лет – если да, пари, разумеется, будет выиграно Болтанским. Отсчёт идёт с 1 января 2010 года. На момент заключения пари Болтанскому было 65 лет – не самый преклонный возраст, особенно учитывая среднюю продолжительность жизни во Франции. «Он заверил меня, что я умру до истечения срока, потому что он никогда не проигрывает. – Рассказал художник Агентству France-Presse в 2009. – Возможно, он прав. Я не особо за собой слежу. Но я постараюсь выжить. (…) Любой, кто считает, что никогда не проигрывает, должен быть Дьяволом».

Условия сделки таковы, что в течение заявленного срока Уэлш, которого в народе прозвали «Тасманским дьяволом», имеет полное право осуществлять круглосуточную съёмку и трансляцию всего происходящего в студии Болтанского. За это он выплачивает художнику определённую сумму.

Болтански характеризует Уэлша как одного из самых умных людей, что он когда-либо встречал, и отмечает его одержимость смертью. «В конечном счёте, он действительно хотел бы увидеть мою смерть, в прямом эфире. Он говорит, что находится в постоянном предвкушении. Он бы хотел иметь моё последнее изображение».