Кит Харинг

– американский художник, скульптор, активист, основатель культового магазина Pop Shop, один из наиболее известных райтеров (граффитистов) в мире.

 

Нью-Йорк

Кит Харинг родился 4 мая 1958 года в Рединге, Пенсильвания, вырос в Куцтауне. Его отец Аллен, инженер по профессии, был мультипликатором-любителем. Мать, Джоанна, ухаживала за детьми: Китом и его тремя сёстрами – Кей, Карен и Кристен.

Кит проявил интерес к изобразительным искусствам ещё в детстве. Рано начал рисовать, увлёкся комиксами, мечтал работать в компании Уолта Диснея.

В 1976 году Кит поступил в питтсбургскую Ivy School of Professional Art, но очень скоро разочаровался в коммерческой графике. Он бросил учебное заведение в 1978 и переехал в Нью-Йорк, где поступил в Школу визуальных искусств (School of Visual Arts). Кит хотел посвятить себя «высокому» искусству – в противовес коммерческому. Тем не менее, нельзя сказать, что ему не хватило образования: Кит изучал семиотику и классическое изобразительное искусство, из современников его привлекали Пьер Алешинский и бельгийская группа «КоБрА». Само собой разумеется, колоссальным было влияние Уорхолла.

В Нью-Йорке Харинг влился в альтернативную тусовку и стал рисовать граффити в подземке, перебиваясь случайными заработками: в разное время он трудился поваром и разносчиком комнатных растений. В 1979 году, незадолго до выпуска из Школы визуальных искусств, Харинг создал одну из своих самых интересных инсталляций – «Загоняя себя в угол / Painting Myself Into a Corner». Процесс её создания был заснят на видео: художник в буквальном смысле загнал себя в угол расписываемого им помещения. В своём дневнике художник писал: «Я всё чаще думаю о движении. Важность движения усиливается, когда картина становится перфомансом. Перфоманс (создание живописи) становится так же важен, как и результат».

В 1980 году Харинг впервые привлёк к себе внимание широкой общественности, самостоятельно организовав выставку в Club 57. Она была подробно задокументирована фотографом Ценгом Квонг Чи. Его «тегом» – символом и подписью – стал «Сияющий младенец / The Radiant Baby». «В ребёнке нет ничего отрицательного, вообще. - Говорил художник. - Причина, по которой "младенец" стал моим лого или подписью в том, что это наиболее чистый и самый позитивный опыт человеческого существования».
Наряду с граффити, Харинг создавал коллажи провокационного содержания. Он вырезал заголовки газет New York Post и создавал из них собственные «послания», ксерокопировал получившиеся коллажи и расклеивал по городу.

В 1982 году состоялась первая персональная выставка художника. Экспозиция, открывшаяся в галерее эксцентричного Тони Шафрази Tony Shafrazi’s Soho space, стала настоящим прорывом. Шафрази к тому временем был известен не только своей кураторской деятельностью, но и тем, что вандализировал картину Пикассо «Герника», написав на ней краской из баллончика «KILL LIES ALL». Краска была полностью стёрта в течение часа, а Шафрази получил условное наказание и скандальную славу; несколько месяце спустя в окно его галереи влетел кирпич с надписью: «Помни Гернику».
Шафрази стал человеком, освободившим Харинга от условностей консервативного и циничного арт-рынка, а также необходимости зарабатывать на жизнь. «Я хотел продавать свои картину, потому что это позволило бы мне бросить работу (…) и рисовать всё время - вспоминал Харинг. Выставка 1982 года была примечательна не только разнообразием представленных работ – здесь были даже малые скульптуры – но и тем, что пространство было также оформлено художником в некое подобие клуба, исписанного граффити. На открытие пришли сотни гостей, Харингу удалось привлечь внимание прессы. Выставка стала поворотным моментом, за которым последовала мировая известность и шоу в крупнейших городах: Токио, Париже, Лондоне, Амстердаме, Милане, Базеле, Мюнхене, Кёльне и др. Харинг с удивлением открыл для себя, что к тому времени его граффити уже стали узнаваемым во всём мире визуальным языком, понятным всем и каждому. «В Японии появились футболки, в Бразилии кроссовки, а в Австралии – платья, задолго до того, как я стал выпускать подобного рода товары». Однако, у славы была и обратная сторона: его граффити, сделанные в подземке, стремительно исчезали, он не раз становился жертвой плагиата.

В том же 1982 году Харинг принял участие в 7-й Документе в немецком Касселе и Биеннале в Сан-Паулу. На родине Харинг стал настоящим любимчиком и познакомился с наиболее выдающимися представителями американской арт-сцены: Энди Уорхоллом, Йоко Оно, Кенни Шарф, Жаном-Мишелем Баския, Futura 2000 и др. Харинг сотрудничал с Тимоти Лири, Уильямом С. Берроузом, Грейс Джонс и в те годы ещё не известной миру Мадонной. Для последней художник создал дизайн платья, в котором певица выступила в программе Solid Gold с хитом «Like a Virgin». С Грейс Джонс Харинг работал в 1985 в рамках её выступления в Paradise Garage. Художник занимался, среди прочего, боди-артом и расписал тело певицы белой краской.

 

Pop Shop

В 1986 году Харинг полностью прекратил рисовать граффити в метро. Художник переехал в новую студию на Бродвее и нанял дизайнера для разработки дизайна магазина Pop Shop. Менеджментом занялся Бобби Бреслау.

Pop Shop был открыт на улице Лафайетт в Сохо. В нём продавались разнообразные вещицы с рисунками художника, интерьер был также оформлен им самим. Концепцию магазина Харинг объяснял в связи со своей возросшей популярностью и хорошей репутацией в мире искусства: его работы стали популярны и востребованы истеблишментом, на арт-рынке за них выставляли огромные цены. Позволить себе такие покупки могли единицы – Харинг же хотел, чтобы его искусство оставалось доступным. «Я хотел продолжить коммуникацию такого рода, какая была налажена посредством граффити в подземке. – Вспоминал художник. – Я хотел привлекать так же много людей и да, я хотел, чтобы это было место, где собирались бы не только коллекционеры искусства, но и дети из Бронкса (…) другими словами, это по-прежнему было художественное высказывание».

Истеблишмент не замедлил обрушиться на Харинга с язвительной критикой. По этому поводу Харинг написал в дневнике, что поражён, сколько власти находится в руках у кураторов, арт-критиков и интеллектуалов: «У таких людей достаточно сил, чтобы вычеркнуть тебя из истории».
Аналогичный магазин чуть позже открылся в Токио, но был закрыт уже в 1988.

 

Публичные проекты

В 1986 году Харинг написал одну из своих самых знаменитых и наиболее личных работ – «Crack Is Wack». Она выполнена на стене заброшенной гандбольной площадки в Гарлем Ривер Драйв в Нью-Йорке. «Стена идеально подходит для рисования, так как выглядит как биллборд с автомагистрали», – отметил Харинг в автобиографии. – Как водится, я не спрашивал разрешения и просто принём свои лестницы и краски и в течение дня закончил фреску». «Crack Is Wack» посвящена его бывшему партнёру, другому знаменитому художнику-примитивисту Жану-Мишелю Баския, скончавшемуся от отравления наркотиками в 1984 году.

В середине 80-х эпидемия зависимости от крека охватила США. «В те времена, люди не понимали сложности и опасности наркотика. – Вспоминал Харинг. – Видите ли, крек – производное от кокаина. Он сделан и приготовлен таким образом, чтобы его курили, и после первой затяжки вы чувствуете невероятное возбуждение, за которым немедленно следует тревога, за которой немедленно следует желание достичь того изначального опьянения». Долгое время Баския оставался главным источником вдохновения. Харинг начал рисовать граффити лишь через два года после приезда в Нью-Йорк. «В течение года я не знал, кто такой Жан-Мишель, но видел его работы».

По окончанию работы над «Crack Is Wack» Харингу пришлось выплатить штраф размером 25 долларов за вандализм, хотя в ходе разбирательства судья признал его добрые намерения. Однако после того, как неизвестные повредили работу, местный департамент пригласил художника восстановить её.
23 октября 1986 года Харинг нарисовал граффити на Берлинской стене неподалёку от контрольно-пропускного пункта Чарли. На создание работы ушло шесть часов, процесс привлёк внимание публики, репортёров и полицейских с обеих сторон. Со стены наблюдали восточногерманские пограничники, в небе завис вертолёт Армии США. «Такого цирка я ещё никогда не видел», - вспоминал Харинг. Граффити было выполнено жёлтой, чёрной и красной красками – в цветах немецкого флага – и, по замыслу автора, символизировало единение ФРГ и ГДР.

Художник дал интервью нескольким немецким телеканалам и раздал автографы. Чуть позже выяснилось, что он по незнанию закрасил граффити Тьерри Нуара, но двое художников быстро уладили конфликт.
В 1987 году в Берлине им также была выполнена скульптура «Boxers / Боксёры». Она возведена на Потсдамской площади и сохранилась до наших дней.

В 1989 году Харинг написал полномасштабную фреску «Tuttomondo / Целый мир» на стене монастыря Servi di Maria возле церкви Святого Антония в Пизе. Её идея родилась совершенно случайно, когда молодой пизанский студент наткнулся на художника в Нью-Йорке. На создание фрески у Харинга ушла неделя – для него огромный срок. «Tuttomondo» стала последней публичной работой художника, она была закончена за несколько месяцев до его кончины.

Все граффити Харинга отличались спонтанностью, художник ничего не планировал, не рисовал эскизов, некоторые его граффити были написаны непрерывной линией. Он использовал весь доступный ему арсенал материалов: от баллончиков и масла до мела и угля.

 

Социальный активизм

Практически все работы Харинга, будучи на первый взгляд простыми и даже наивными, содержали определённое политическое высказывание.

Харинг создал логотип для нью-йоркской организации Heritage of Pride, занимающейся проведением прайдов и других мероприятий, посвящённых памяти Стоунволлских бунтов 1969 года, положивших начало международному движению за права ЛГБТ+.

В своей работе «Молчание=Смерть/Silence=Death» Харинг демонстрирует угнетение и невидимость жертв СПИДа в 80-е гг. Множество безликих человеческих фигурок, закрывающих глаза, уши или рты, расположены на фоне розового треугольника – эмблемы гомосексуалов.

Будучи ВИЧ-положительным и потеряв из-за СПИДа множество друзей и близких, Харинг развернул активную агитационную работу, стараясь сделать проблему видимой, а болезнь – социально приемлемой. Общество в ту эпоху смотрело на СПИД сквозь призму гомофобии, СПИД называли «раком геев» и «карой господней». Своего диагноза художник никогда не скрывал и называл его в некоторой степени «освобождающим». В последние годы жизни он стал продуктивен как никогда ранее.
Выросший в религиозной семье и постоянно чувствующий давление со стороны консервативно настроенной общественности, Харинг создал великое множество антиклерикальных работ. В дневнике можно найти запись от 1987 года следующего содержания: «Христианские фундаменталисты и все догматические религии «контроля» плохи. Первоначальные идеи хороши. Но они так запутаны и модифицированы, что от хороших намерений остается одно лишь семя». В его антирелигиозных граффити, картинах и рисунках распятия пронзают тела и проникают в мозги.

В общем и целом, Харинга можно назвать левым художником, во многом анархистом. Значительная часть его работ и текстов проникнута антикапиталистическим пафосом. «Большая часть зла происходит в мире во имя добра (во имя религии, лживых проповедников, дебильных артистов, политиков, бизнесменов. Сам концепт бизнеса – это плохо».

Ещё одна сквозная тема его работ – антирасизм. В 1983 году он написал оммаж убитому полицейскими чернокожему граффитисту Майклу Стюарту «Michael Stewart – USA for Africa». Харинг протестовал против апартеида в ЮАР, колониализма, пережитков сегрегации. «Barking Dog / Лающая собака» стала еще одним фирменным символом художника, олицетворяющим полицейское государство.

 

Память

Кит Харинг скончался 16 февраля 1990 года из-за осложнений, вызванных СПИДом. К тому моменту ему исполнился 31 год. На поминальную службу пришло порядка 1000 человек.

Незадолго до своей кончины художник основал Фонд Кита Харинга, помогающий больным СПИДом и детским организациям. Фонд функционирует по сей день.

В 1997 году в Музее Уитни прошла первая полномасштабная ретроспективная выставка под руководством Элизабет Сассмэн.

В 2008 году по случаю 50-летия со дня рождения художника ретроспективные выставки открылись сразу в нескольких странах. Режиссёрка Кристина Клаусен выпустила документальную ленту «Вселенная Кита Харинга / The Universe of Keith Haring». Мадонна использовала его граффити в качестве бэкграунда для своего турне 2008/2009 Sticky and Sweet Tour.

Работы Кита Харинга хранятся в крупнейших мировых собраниях, включая коллекции нью-йоркского Музея современного искусства, парижского Центра Помпиду, Музея Людвига в Кёльне, Стеделик Музея в Амстердаме и др.

По сей день не было составлено каталога-резоне Харинга, и аутентичность множества сохранившихся работ подвергается сомнению.

В 2010 году компания Ravensburger Puzzle выпустила пазз с изображением коллажа из рисунков Харинга. Насчитывающий 32 256 деталей, он стал самым большим паззлом в мире.