Франц Мориц Вильгельм Марк

Крупнейший немецкий живописец XX столетия, один из основоположников
и лидеров немецкого экспрессионизма. Организатор общества «Синий всадник»
– наряду с Василием Кандинским и Августом Маке.

 

Карьера

Франц родился 8 февраля 1880 года в Мюнхене. Его отец Вильгельм был юристом и художником-любителем, занимавшимся пейзажной живописью, а дедушка с бабушкой увлекались копированием работ старых мастеров. В детстве мальчик отличался застенчивостью и мечтательностью. Поступив в гимназию, он усердно изучал философию и увлекался классической музыкой, больше всего любил Вагнера. Поначалу Марк мечтал стать священником и заниматься теологией. Подростком подумывал о занятиях философией и в 1899 году поступил на философский факультет Мюнхенского университета.

Призыв в армию парадоксальным образом нарушил планы студента и подтолкнул к занятиям живописью. В 1900 году Марк поступил в Мюнхенскую Академию художеств. Несколько лет он учился под руководством суровых приверженцев академической традиции Габриэля Хакля и Вильгельма фон Дица. Формально Мюнхен начала XX столетия являлся центром художественной жизни Германской империи. Но моду в стране диктовал популярный светский портретист Франц фон Ленбах, чья небрежная живописная манера породила множество подражателей. В богемной среде увлекались символистами: Арнольдом Бёклином и Францем фон Штуком. Последний некоторое время преподавал в Академии и читал лекции Паулю Клее и Василию Кандинскому – будущим единомышленникам Марка. Вкусы художника, тем не менее, сформировались, прежде всего, под влиянием двух поездок в Париж (в 1903 и 1907 гг), где он посещал выставки импрессионистов и постимпрессионистов. 

За годы обучения Марк освоил ремесло художника, став настоящим мастером, но традиции исторической живописи XIX века были ему чужды. В поисках своего стиля он обращался то к стилю модерн, то к немецкому почвенничеству, то к фовизму. Но наибольшее влияние на Марка оказали импрессионисты, в особенности Ван Гог. Живописец решительно порвал с натурализмом. В 1907 году он выставил на всеобщее обозрение свою программную работу – эскиз гобелена «Орфей и звери». Изображённый на нём поэт, окружённый дикими животными, воскрешает в памяти полузабытые образы земного рая.

В мае 1906 года у Марка завязались отношения с художницей из Женской академии Мюнхенской Ассоциации художников Мари Шнюр и её ученицей Марией Франк. Втроём они отправились в общину Кохель-ам-Зе в верхней Баварии, где провели целое лето, обе любовницы позировали художнику на фоне пасторальных пейзажей. Ménage à trois продержался недолго, в 1907 году Марк женился на Шнюр, хотя его гораздо больше влекло к Франк. Брак был заключён из жалости к девушке: будучи незамужней, она не имела права оставлять при себе сына от предыдущего партнёра. В 1908 году их союз всё же распался, Шнюр обвинила Марка в адюльтере с Франк, в результате чего он не мог жениться на последней. Все эти интриги существенно сказались на психологическом состоянии Марка.

1910 годы стали для художника наиболее тяжёлыми, полными трагических событий – но и наиболее плодотворными. Мучительный роман и последующий разрыв с Анеттой фон Экард, замужней женщиной и матерью двоих детей, которая была старше его на 9 лет, заставил Марка окончательно отвернуться от человечества и уйти в себя. Тем не менее, в 1911 году он отправился в Лондон, чтобы в обход немецкий законов, заключить брак с Марией Франк.

Работы этого периода носят апокалиптический характер – в них отражено абсолютное неприятие современности. Самое выдающееся произведение 10-х годов – а, возможно, и за всю карьеру художника – «Судьба животных» (1913 г.). На обратной стороне холста Марк оставил пометку: «Und Alles Sein ist flammend Leid» (нем. «И всё живое пылает в агонии»). Эта поистине провидческая работы была окончена за год до начала Первой мировой войны.

 

Синий всадник.

В карьере каждого значительного художника можно отыскать поворотный момент, для Марка таким моментом стало знакомство с художником Августом Маке в январе 1910 года. Они не только стали близкими друзьями – Маке вытащил Марка из творческой изоляции, а также пробудил в нём глубокого теоретика. Переписка художников содержит споры об авангардизме, живописных техниках, вопросах стиля и философской составляющей живописи. Многие ставшие растиражированными цитаты Марка об искусстве взяты именно из его писем. 

В сентябре 1910 года Марк присоединился к Новому мюнхенскому художественному объединению (нем. Neue Künstlervereinigung München), в феврале 1911 встретился с его лидером, русским художником-абстракционистом Василием Кандинским. В декабре троица Кандинский-Маке-Марк откалывается от мюнхенского сообщества и создаёт собственную группу. Она получила название «Синий всадник» (нем. Der blaue Reiter), её целью было противостояние традициям академической живописи. К группе примкнули Пауль Клее, Марианна Верёвкина, Моисей Коган, Габриэла Мюнтер и Алексей Явленский. Наименование, по воспоминаниям Кандинского, было придумано по наитию: «Мы оба любили синий, Марк – лошадей, я – всадников. И название пришло само». Мюнхенский Сецессион уже много лет последовательно отказывался демонстрировать работы современных художников, поэтому необходимость в формировании собственных объединений назревала давно. 

Членов «Синего всадника» объединила любовь к примитивному и средневековому искусству, а также модернистским течениям в живописи – кубизму и фовизму. Марк и Маке сходились во мнении, что у любого человека есть внешнее и внутреннее мировосприятие, и задачей искусства они ставили объединение этих дух типов восприятия. Участники группы также мечтали уравнять в правах все существующие виды искусства. Сами они, между тем, были отнюдь не равны. «Синий всадник – это мы двое», – заявил однажды Кандинский. Они с Марком стали негласными лидерами, они занимались подготовкой выставок и они же редактировали одноимённый альманах.

В декабре 1911 года в мюнхенской галерее Тангаузер (нем. Thanhauser) состоялась первая групповая выставка «Синего всадника». В ней, наряду с основателями, приняли участие Генрих Кампендонк, Лионел Фейнингер, Альфред Кубин. Экспозиция привлекла внимание широкой публики и стала настоящим историческим событием, выдвинувши группу на передний план. «Синий всадник» стал синонимом немецкого экспрессионизма. После выставка объездила Берлин, Кёльн, Хаген и Франкфурт. Повсюду экспрессионистов преследовало негодование почтенных обывателей, картины называли «цветной пачкотнёй» и «мазнёй». Весной 1912 года в салоне Гольтца открылась дополнительная экспозиция «Синий всадник. Чёрное и белое», на ней были представлены исключительно графические работы.

В мае 1912 года группа выпустила альманах «Синий всадник», снабжённый авторскими иллюстрациями. На страницах издания утверждалась идея о неизбежном наступлении «эпохи Великого Духовного». В нём было опубликовано множество любопытных статей, очерков, эссе, в частности, очерк композитора Арнольда Шёнберга и размышления Давида Бурлюка о русском футуризме. Марк написал для издания три очерка: «Духовные сокровища», «"Дикие" Германии» и «Две картинки».

В том же году в Париже случилось знакомство с художником Робером Делоне, приверженцем орфизма и ярым поклонником кубизма и футуризма. Делоне заразил Марка своими увлечениями, что привело к заметным изменениям в его стилистике.

Франц Марк, будучи одним из лидеров важнейшего художественного объединения XX столетия, держался несколько отстранённо, практически особняком. В его работах было отчётливо выражено влечение к пасторальному идеалу, тоска по романтизму, в них не было типичного для экспрессионистов надрыва, напряжения, экзальтации цвета и форм. В то же время, под влиянием итальянского футуризма, Марк начал писать более динамичные композиции. Он разлагал формы на составные плоскости, использовал линеарные эффекты и, в целом, двигался в сторону нон-фигуративного искусства. Так, в 1914 году рождается картина «Борьба форм».

Группа «Синий всадник» просуществовала всего три года: амбициозные планы художников нарушила Первая мировая война. Второй выпуск альманаха так и не был опубликован, а после гибели на фронте Августа Маке стало ясно, что объединение больше не возродится. На смерть 27-летнего живописца Марк написал некролог, в котором присутствовало такое замечание: «С его смертью внезапно надломился прекраснейший и смелый поворот немецкого художественного развития; никто не в состоянии его продолжить. Каждый идет своей дорогой; и, где бы мы ни встретились, нам будет всегда его недоставать. Мы, художники, знаем хорошо, что с его уходом гармония красок в немецком искусстве во многих его мелодиях должна потускнеть, звук стал приглушенным и сухим. Изо всех нас именно он дал цвету самое светлое и чистое звучание, столь же светлое и чистое, каким было все его существо».

 

Творческие методы

Настольной книгой Франца Марка был труд Альфреда Брема «Жизнь животных». Художник глубоко интересовался соотношением внешнего облика и внутренней организации, строения, структуры. Посему он много времени проводил в зоологическом музее, скрупулёзно изучая животных, делал зарисовки с натуры в Берлинском зоопарке. Больше всего ему нравились лошади. Неискушённого зрителя могут поражать неестественные цвета его картин, а поверхностное сходство с реальными животными может заставить усомниться в естественно-научных познаниях автора. Однако выбранная стилистика ничуть не противоречит анатомии. «Искусство, — считал художник, — не должно отражать, а должно вскрывать внутреннюю «истинность» вещей». Яркие цвета он, в отличие от фовистов, применял для усиления значимости животных. Каждый цвет в иконографии Марка несёт определённый смысл. Вот что пишет он о цветовой символике в письме от 12 декабря 1910 года своему другу и художнику А. Макке: «Синий – мужское начало, суровое и одухотворённое, жёлтый – женское, нежное, чувственное и радостное, красный – масса, материя, цвет брутальный и тяжёлый, который всегда борется с первыми двумя и покоряется им. Если ты смешаешь, например, строгий духовный синий цвет с красным, ты тем самым привнесёшь в синий невыносимую грусть, и тогда понадобится спокойный жёлтый, чтобы добавить его к фиолетовому цвету. Но если ты смешаешь синий с жёлтым до зелёного, то пробудишь к жизни красный, массу, землю». В полотнах, написанных после разработки им этой теории, Марк всегда делал акценты на самостоятельном значении каждого цвета в отдельности.

Художник часто получал вопросы относительно его излюбленной тематики. Когда издатель из Мюнхена Рейнхард Пипер попросил прокомментировать увлечение анимализмом. Марк ответил следующее: «Я не ставлю своей целью изображение только животных… Я хочу обострить своё восприятие органического ритма всех вещей, расширить пантеистическое ощущение мира, живого пульсирующего потока крови в природе, деревьях, животных и воздухе… Я не знаю лучшего способа подобного «оживления» искусства, чем изображение животных».

  

«Дух сокрушает крепости»

Франц Марк старался выразить в своём творчестве духовное начало, к которому, по его мнению, современники утратили интерес. Его мать, София, была строгой кальвинисткой, сам художник придерживался свободных пантеистических взглядов, в его мировоззрении причудливо, но органично соединялись религиозный мистицизм и уважение к науке. Он полагал, что искусство будущего придаст форму научным наработкам. 

В небольшом эссе под названием «Духовные сокровища» Марк удручённо отметил «всеобщую незаинтересованность человечества в новых духовных ценностях». По мнению многих экспрессионистов путь к новым духовным ценностям лежит через единение с природой и космосом. По этой причине их, как, к примеру, Гогена, влекли за собой уклад и творчество народов с архаичной культурой, не утративших эту первобытную тесную связь с природой. Единство органического – и в том числе животного – мира и космоса – одна из ключевых тем творчества Марка. Помимо этого, как и все участники «Синего всадника», Марк занимался поисками новых способов самовыражения и выражения Духовного в искусстве. Известен афоризм художника: «дух сокрушает крепости».

Как уже было сказано, при всём своем мистицизме, Марк охотно интересовался научными достижениями. Он разработал собственную теорию цвета, в которой пытался охарактеризовать «мистически-имманентную» структуру мироздания. Нужно отметить, что космология и антицивилизационная мифология Марка весьма оригинальна и достаточно далеко уходит от традиционных. Мифотворчество Марка весьма точно объяснено им самим в очерке «Две картинки»: «В буквальном смысле слова человечество проскочило за этот срок последний этап тысячелетия, начало которому было положено крушением великого античного мира. Тогда «примитивные» закладывали основы долгого развития искусств, и первые мученики умирали за новый христианский идеал. Сегодня в искусстве и религии этот долгий путь развития пройден. Но всё ещё существует обширная сфера, усеянная развалинами, устаревшими представлениями и формами, ставшими давно достоянием прошлого, но всё ещё живучими. Устаревшие идеи и произведения искусства продолжают вести призрачную жизнь, и по-прежнему останавливаешься в полной растерянности перед геркулесовым трудом по их изгнанию и по закладке свободного пути для нового, уже пребывающего в ожидании».

До сих пор ведутся споры, можно ли считать Марка анималистом, поскольку так или иначе основной темой его работ были животные – в первую очередь лошади. Однако для анималистов изображение животных является самоцелью, чего никак нельзя сказать о Марке. Таким образом, причислить его к анималистам – представителям узкого и специфического жанра – означало бы преуменьшить размах его творчества, стереть его философские и квазирелигиозные воззрения. «Разве есть для художника что-либо более таинственное, чем отражение природы в глазах зверя? – вопрошал Марк. - Как видят мир лошадь или орёл, косуля или собака? Как бедна и бездушна наша идея помещать животных в ландшафт, который видят наши глаза, вместо того, чтобы проникнуть в их души».

Художник верил, что животные существовали до библейского сотворения мира. Все его зрелые работы можно условно разделить на две группы: в одной – картины пасторальные, гармоничные и умиротворённые, в другой – отмеченные печатью скорби, напоминающие о неизбежности смерти, порой апокалиптические. Марк испытывал сочувствие к бессловесным, но сильным и прекрасным животным, бессильным перед тиранизирующим их человеком. Он находил их более чистыми, даже возвышенными по сравнению с людьми. Художнику было хорошо известно о трепетном отношении к животным монахов из ордена францисканцев. «С раннего возраста я воспринимал людей уродливыми. Животные казались мне прекраснее и чище», – признавался он.

По мнению Балека, «Башня синих лошадей» (1913 г), последнее крупное анималистское полотно Марка, является поэтическим видением, а работа «Судьбы животных» – исповедью. «Написанная с помощью красок-звуков, эта картина и есть прапоэзия, на которую художник полагался как на источник возрождения жизни в роковые для человечества дни» – пишет учёный.

Чуть позднее Марк перешёл к ещё более абстрактной живописи. Высказывание Клее «Чем более ужасающим становится этот мир (особенно в наши дни), тем более абстрактным становится искусство; тогда как в мирное время мир рождает реалистическое искусство» как нельзя лучше характеризует жизненный и творческий путь Марка.

 

Гибель и судьба наследия

Вскоре после начала Первой мировой Франц Марк ушёл добровольцем на фронт. На фронте при нём всегда находился небольшой блокнот для набросков, и живописный талант пригодился на войне. Художник разработал уникальный дизайн брезентовых тентов и чехлов, укрывающих артиллерию от разведки с воздуха. Применяя технику пуантилизма, он создал практически безупречный камуфляж. Им было расписано девять «росписей по брезенту» в различных стилях, источниками вдохновения для Марка стали Мане и Кандинский, причём камуфляж в стилистике последнего оказался наиболее эффективен для укрытия от самолётов, пролетающих на высоте в две и более тысяч метров.

Причина, по которой художник отправился на войну, несмотря на то, что она была ему отвратительна, – её «очищающий» потенциал. Марк полагал – и в некотором смысле оказался прав, - что Первая мировая кардинальным образом изменит мироустройство и разрушит буржуазные порядки. Своими мыслями он делился с Кандинским. Тот написал ему в письме: «Не слишком ли страшную цену придётся заплатить за очищение?». Но Марка ничто не могло остановить: он сам предсказал свою преждевременную смерть в письме матери. После мобилизации Марк попал в правительственный список особо ценных художников, которых следовало освободить от военной обязанности. Однако приказ не успел дойти до фронта. 4 марта 1916 года Франц Марк погиб под Верденом (Франция) от ранения в голову. Ему было всего 36 лет. То эпохальное сражение длилось в течение полугода и унесло несколько сотен тысяч жизней.

После гибели Марка его друзья организовали посмертную ретроспективную выставку. В 20-е годы вышло в свет собрание высказываний и теоретических наработок художника. Его короткая жизнь оказалась удивительно плодотворной: до наших дней дошло 240 живописных полотен, 451 рисунок, 63 гравюры, 87 набросков, 32 записные книжки, а также 17 скульптур и 30 объектов декоративно-прикладного искусства.

В 1936-1937 гг. нацисты провозгласили Марка «дегенеративным художником» и потребовали изъять из музеев около 130 работ художника. В 2011 году полотно «Пейзаж с лошадьми» было обнаружено в мюнхенской квартире Корнелиуса Гурлитта, чей отец, Хильдебранд Гурлитт, коллекционировал предметы искусства, отнесённые нацистами к «дегенеративным».