Джино Северини

Итальянский художник-авангардист, один из лидеров итальянского футуризма.

 

Юность

Джино Северини родился 7 апреля 1883 года в семье служащего прокуратуры и модистки в Кортоне, Тоскана. Учился в Scuola Tecnica в родном городе. Когда мальчику было 15 лет, его выгнали из школы за воровство контрольных работ. После инцидента ему пришлось некоторое время работать на отца. Систематического образования Джино в результате не получил.

В 1899 году Северини оставил родной город и вместе с матерью отправился в столицу. В Риме юноша заинтересовался искусством и начал понемногу рисовать в свободное от работы время.

Северини начал самостоятельное изучение академического рисунка и живописи, стал посещать вечерние курсы Школы виллы Медичи. В 1900 году он поступил в частную школу художника-авангардиста Джакомо Балла. Балла познакомил Северини с дивизионистической техникой живописи, перенятой им у неоимпрессионистов. Дивизионизм (он же пуантилизм) предполагает отсутствие смешения красок, нанесение краски точечными масками для создания определённого оптического эффекта. В школе Северини познакомился с другим авангардистом, Умберто Боччони.

Ранние картины Северини («Весна на Монмартре», «Париж, Сена, баржи Лувра» – обе 1908 г.) демонстрируют существенное влияние импрессионистов, в особенности Жоржа Сёра и Поля Синьяка.

В 1906 году Северини отправился в Париж, главную художественную столицу Европы рубежа веков. Здесь он поддерживал контакты с наиболее выдающимися и прогрессивными художниками своего времени: Пикассо, Утрилло, Модильяни, Грисом и др. В Париже он снял мастерскую, и его соседями по ателье оказались фовист Рауль Дюфи и кубист Жорж Брак. Под влиянием французской богемы Северини увлёкся аналитическим кубизмом.

В 1908 году его картины появились в экспозиции выставок Осеннего Салона и Салона Независимых.

В 1910 Северини примкнул к основанной Боччони и Карра группе итальянских художников-футуристов.

 

Футуризм

10 февраля 1910 года в Милане Северини вместе с Боччони, Балла, Карло Карра и Луиджи Руссоло подписал «Манифест художников футуристов». Манифест был зачитан 18 марта со сцены туринского театра Кьярелла (Chiarella) в присутствии 3000 зрителей, хотя был адресован исключительно молодым итальянским художникам. «Самые старые среди нас – тридцатилетние, за 10 лет мы должны выполнить свою задачу, пока не придёт новое поколение и не выбросит нас в корзину для мусора». 11 апреля вышел ещё один «Технический манифест футуристической живописи».

Программа футуристов отвергала традиционную культуру, отличалась воинствующим шовинизмом и воспевала дух и эстетику индустриальной эпохи. Художники-футуристы стремились к созданию «искусства будущего» и нового визуального языка, способного адекватно передать ускорившийся темп жизни и стремительно меняющееся обличие мира.

Северини призывал современников «глубоко презирать всевозможную имитацию». Ключевой особенностью его работ футуристического периода является поражающая воображение динамика. Художник достигал её при помощи дивизионистской манеры письма и кубистического приёма совмещения разновременных фрагментов, а также сочетания элементов, требующих задействования ротационного зрения (когда картину необходимо рассматривать с разных углов). Северини писал: «Сенсорика современного человека ориентирована на работу новейших машин, поэтому мы решили сосредоточить внимание на предметах в движении».

С началом 10-х годов в центре внимания Северини оказывается ночная жизнь большого города. В 1911 году была написана одна из его наиболее выдающихся работ – «Танец „пан-пан" в Монако». К сожалению, оригинальная версия была уничтожена во время Второй мировой войны, но художник написал её повторно в 1959-60 гг. Сегодня авторское повторение хранится в парижском Государственном музее современного искусства. Оно несколько отличается от оригинальной версии, поскольку восстанавливалось по памяти и нескольким фотографиям.

В феврале 1912 года Северини принял активное участие в подготовке к первой выставке футуристов в парижской галерее Бернхайма Жёна (Galerie Bernheim Jeune).

В ставших невероятно знаменитыми картинах из серии «Танцовщицы» и работе «Динамические иероглифы бала Табарэн» (1912) Северини приближается к практически полной беспредметности.

Северини была близка идея синестезии, популярная на рубеже веков и охватившая умы художников самых различных направлений. К 1913 году он пришёл к убеждению, что цвет способен пробуждать в зрителе иллюзию слышания определённых звуков, шумов и запахов, а также передавать ощущение скорости. В первой версии «Манифеста футуризма» художник писал, что звуки вальса пробуждают «светло-голубой, сиреневый и изумрудно-зелёный». В работе «Пластические аналогии» он отметил, что «движение и свет разрушают материальность тел». Под пластической аналогией подразумевалось такое сочетание форм и цветов, которое вызывает у зрителя ассоциации с совершенно разными, не связанными между собой вещами и явлениями. Примечательны в этом отношении картины «Балерина + море = букет цветов» (1913), «Танцовщица + море + парус = букет цветов» (1913), «Танец медведя = лодка с парусом» (1914).

7 апреля 1913 в Лондоне в Галерее Марльборо открылась первая персональная выставка Северини. Событие совпало с тридцатым днём рождения художника. Экспозиция была открыта в полночь; в неё вошло 30 футуристических картин и рисунков. В интервью газете Daily Express Северини сделал несколько довольно эпатажных заявлений в духе Маринетти. «Элементы природы подвергаются неизбежному уничтожению, - заявил он, - и должны уступить место механическим изобретениям». Художник весьма красноречиво описал своё первое путешествие на поезде: «…И в конце поездки отвратительная красота панорамы (отрада для любого пейзажиста) сменилась городским видом, жестоким утверждением человеческой активности».

Выставка получила диаметрально противоположные отзывы и закрылась через месяц.

Для каталога выставки Северини написал витиеватые комментарии к картинам: «Музыкальный ритм аккомпанирует арабескам линий и планов, гармонии тонов и оттенков. Свет, транслируемый через абстрактные формы, время от времени нарушает ритм».

В том же году художник женился на Жанне Фор, дочери поэта Поля Фора, которого в кругах авангардистов нарекли «Принцем поэтов». Два года спустя у супругов родилась дочь Джина.


Первая мировая война была встречена футуристами с большим энтузиазмом, они провозгласили её «гигиеной мира».

Картина Северини «Бронированный поезд» (1915) отражает веру футуристов в очищающую силу войны и наиболее точно демонстрирует эстетические установки, заявленные ими в «Манифесте».

Северини предпринял попытку разрешить противоречия между футуризмом и кубизмом, в котором он открыл «идею меры», помогавшему ему достичь своей главной цели – «живописными средствами создать объект, столь же совершенный с точки зрения мастерства, что и великолепный буфет работы краснодеревщика». Его искания привели к возникновению стиля, получившего название «синтетический кубизм».

С точки зрения искусствоведки Екатерины Бобринской, Северини «создал наиболее аналитическую концепцию, построенную главным образом на сдвигах изображенного на картине пространства, на смещениях и диспропорциональных соединениях различных пространственных фрагментов».

 

От кубофутуризма к классицизму

Уже в 1916 году наметился отход от авангардистского движения. Северини написал эссе «Символизм пластический и символизм литературный», в 1917 вышла его «Авангардная живопись». Художника захватила идея соединения, вернее, воссоединения науки и живописи.

В 1919 году Северини стал сотрудничать с журналом Valori Plastici (“Пластические ценности»), исследовавшим классическое наследие и пропагандировавшим возврат к традиционным ценностям. С его страниц художник призывал к изучению и использованию законов перспективы и светотеневой моделировки, грамотной с точки зрения математики и геометрии организации живописного пространства. По мнению некоторых исследователей, Северини, по сути, попытался определить и осмыслить духовные и логические основания уже проведённых авангардистских экспериментов. После смерти Боччони в 1916 году закончился так называемый «героический период» итальянского футуризма и наметилась общая тенденция к интеллектуализации авангарда.

В 1921 году было издано знаковое эссе «От кубизма к классицизму. Эстетика циркуля и числа». Северини лелеял мечту восстановить неразрывную связь изобразительного искусства и науки. Он полагал, что геометрические законы построения форм впервые появились у Джотто ди Бондоне. Кубисты в некотором роде продолжили классическую традицию и, по его мнению, проложили дорогу неоклассицизму. Северини применял принцип золотого сечения, что особенно заметно по подготовительным эскизам к картине «Материнство».

Северини смог опробовать свои теоретические наработки на практике в начале 20-х гг., когда получил заказ на роспись замка Монтефугони близ Флоренции. Черты неоклассицизма становятся более выпуклыми в его дальнейших станковых работах. Изменения коснулись и выбора тем: его излюбленными мотивами стали виды античного Рима, персонажи комедии дель арте, натуюрморты. Пережив глубокий духовный кризис, Северини принял католичество и обратился к религиозной живописи. У него завязалась переписка с католическим философом Жаком Маритеном. Они познакомились в 1923 году, и эта встреча оказала глубокое влияние на мировоззрение художника. В период с 1923 по 1939 гг. им были выполнены фрески в нескольких швейцарских церквях, а также монументальные ансамбли во Дворце правосудия в Милане и Падуанском университете. В 1926 году он издал небольшую книгу «Церковное искусство».

С 1926 по 1929 гг. Северини состоял в группе Novecento Italiano. С приходом к власти фашистов стиль новеченто станет официальным и насаждаемым государством. В 1935 году художник, живший доселе на две страны, окончательно вернулся в Италию. В 1936 году он принял участие в XX Венецианской биеннале, для него был отведён целый зал.

Годы Второй мировой войны Северини провёл в Италии, за это время ему удалось провести несколько персональных выставок. Несмотря на критическое отношение к режиму Муссолини, художник высоко ценился властями и регулярно получал крупные заказы. Нацисты же отнесли его к числу «дегенеративных художников» и уничтожили те из его полотен, что попали им в руки.

 

После войны

В 1945 году Северини навсегда покинул Италию и вернулся в Париж. «Кортона и Париж – два города, с которыми я чувствую себя наиболее связанным: физически я родился в первом, духовно и интеллектуально – во втором», – писал он. В 1946 году он выпустил двухтомную книгу мемуаров под названием «Вся жизнь художника» (Tutta la vita di un pittore).

В 50-е годы Северини вновь обратился к кубофутуризму и совершил некую ревизию авангардистских наработок. Он начал эксплуатировать собственные авангардистские работы на волне возросшего интереса публики к абстрактному искусству, а также восстанавливать утраченные за годы войны полотна.

Последние годы жизни Северини посвятил сценографии – ещё в 1910 гг. он мечтал получить заказ от «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Художник тесно и плодотворно сотрудничал с театром Маджо Фьорентино и театром Фениче в Венеции. Он также оформил офисы крупных итальянских авиакомпаний – KLM и Alitalia.

26 февраля 1966 года Северини не стало. Он скончался в Париже в возрасте 82 лет. Согласно завещанию художника, его тело перевезли в Италию и похоронили в родном городе Кортоне.

Несмотря на свою непоследовательность и определённый конформизм, Северини считается наиболее «чистым» живописцем среди итальянских футуристов. Его работы хранятся в крупнейших мировых музеях.