Дуглас Гордон

современный британский художник шотландского происхождения, крупнейший представитель видеоарта, лауреат Премии Тёрнера 1996 года. В настоящее время живёт и работает на два города – в Берлине и Глазго.
 

Бэкграунд

Дуглас Гордон родился 20 сентября 1966 года в Глазго, детство провёл в Дамбартоне. Мальчик воспитывался в строгости, он был первенцем и старшим из четырёх детей в семье. Мать Дугласа, Мэри, была свидетельницей Иеговы и регулярно брала Дугласа с собой на проповеди. Отец Джеймс, напротив, был «воплощением всех пороков» и сыном практически не занимался.

Начальное образование Дуглас получил в Академии Дамбартон (Dumbarton Academy), где учился с 1978 по 1983 гг. Искусством он увлёкся в подростковом возрасте: зарисовывал чучела птиц и писал натюрморты с подгнившими овощами. Дуглас размышлял о карьере архитектора или писателя, однако учитель английского языка, заметив талант ученика, рекомендовал ему поступать в художественную школу, а не университет.

С 1983 по 1984 гг. Дуглас трудился в местном супермаркете в вечернюю смену. Домой он возвращался поздно ночью, когда все уже спали. По воспоминаниям художника, ночи он проводил перед телевизором за просмотром старых фильмов по телеканалу Chanel 4 – единственному вещавшему в столь позднее время. Так он познакомился с классиками мирового кинематографа – Жаном-Люком Годаром, Франсуа Трюффо, Альфредом Хичкоком и др.

Последовав совету преподавателя, в 1985 юноша поступил в Школу искусств Глазго (Glasgow School of Art) на кафедру искусства энвайронмента. В 1988 году Гордон окончил заведение со степенью бакалавра; после некоторое время учился по программе для молодых специалистов в Школе изящных искусств Слейда (Slade School of Fine Art) и Университетском колледже Лондона (University College London).

 

Начало и развитие карьеры

Первая персональная выставка Гордона открылась ещё в его бытность студентом, в 1986 году.

В 1990 году Гордон представил проект под названием «Список имён», в котором постарался перечислить абсолютно всех людей, которых когда-либо встречал. Сегодня этот перечень хранится в Музее искусств модерн-ла-виль де Пари (Musée d'Art Moderne de la Ville de Paris).

В 1994 году художник вновь занялся составлением списков – на сей раз объектом внимания стало исследование учёных, обнаруживших, что плод, находящийся в утробе матери, реагирует на звуки, доносящиеся снаружи. Гордон создал проект «Что-то между моим ртом и твоим ухом / Something between my mouth and your ear», который представлял собой плейлист из песен, которые его мать предположительно слышала во время беременности.

Мировая известность пришла к Гордону в середине 90-х гг. В 1996 году он получил премию Тёрнера, самую престижную и в то же время самую спорную награду в области современного искусства в Великобритании, за свою видеоинсталляцию «Исповедь грешника в своё оправдание». Гордон стал первым в истории художником, работающим в жанре видеоарта, получившим данный приз. Успех Гордона свидетельствовал об окончательном признании видеоискусства. В середине 90-х гг. арт-дилеры, кураторы, критики и владельцы галерей стали всерьёз интересоваться этим направлением, а цифровая революция подлила масла в огонь, сделав его популярным и востребованным.

В 1997 году художник был удостоен чести представлять Великобританию на Венецианской биеннале и завоевал специальный приз Premio 2000.

В 1999 году последовала инсталляция «Сквозь стекло / Through a Looking Glass», представлявшая собой переработанную сцену из фильма «Таксист» Мартина Скорсезе. Выбранный отрывок – знаменитый монолог главного героя в исполнении Роберта де Ниро (“You talkin’ to me?”). Гордон использует фильм в качестве реди-мейда, из которого он извлекает необходимые ему фрагменты и образы, осевшие в коллективной памяти, а затем подвергает их тщательному анализу, препарирует, видоизменяет.

Изображение проецируется на два экрана, расположенных на противоположных стенах, при этом на одном из них оно перевёрнуто слева направо, будто отражается в зеркале. Отрывки начинаются одновременно, но очень скоро начинают рассинхронизироваться. В оригинальной сцене Трэвис Бикл инсценирует перед зеркалом перепалку с воображаемым противником В Through the Looking Glass может показаться, будто персонаж и в самом деле обращается к самому себе. Зритель же, оказавшись между двух экранов, становится невольной жертвой его паранойи.

Ещё одна важная работа того года – Feature Film (1999). На видео известный композитор Джеймс Конлон исполняет саундтрек Бернарда Херрманна к «Головокружению» Хичкока. В одном из интервью Дуглас Гордон заявлял, что эта музыка могла бы стать саундтреком к его собственной жизни.

 

Нулевые: портрет 21-го века

После завоевания ряда престижных наград персональные выставки Гордона стали открываться с завидной частотой в крупнейших мировых музеях, включая британский Тейт, нью-йоркский Музей современного искусства (MoMA) и немецкий Гуггенхайм Берлин.

В 2002 году Гордон создал цикл под названием «Слепые звёзды / Blind Stars» – серии фотографий голливудских звёзд середины XX века с вырезанными глазами, заменёнными зеркальными материалами белого, либо чёрного цвета. Внося минимальные изменения, художник заставляет по-новому взглянуть на привычные образы и переосмыслить статус икон. Впоследствии Гордон неоднократно возвращался к удачно найденному приёму, несколько изменяя его. Так, в серии портретов Джеймса Дина он не только вырезал глаза, но и опалил лицо актёра. Названная «Автопортреты твои + мои / Self-Portraits of You + Me», эта серия была отобрана для первой сольной выставки Гордона в галерее Ларри Гагосяна в Лондоне. В интервью газете Independent художник признался, что, работая над одним из портретов, он чуть было не устроил пожар в галерее.

В 2006 году Гордон представил на Каннском кинофестивале свой полнометражный фильм «Зидан: портрет 21 века / Zidane, A 21st Century Portrait». Он был продемонстрирован вне конкурсной программы. Картина была снята совместно с режиссёром Филиппом Паррено; съёмка велась с 17 камер непосредственно на футбольном стадионе во время матча между командами «Реал» и «Вильяреал». Идея создания фильма родилась под впечатлением от авангардистской ленты Хельмута Костарда «Футбол как никогда прежде / Football as Never Before» (1970), посвящённой легендарному ирландскому футболисту Джорджу Бесту. Целью Гордона и Паррено было создание «живого» психологического портрета. Оба автора отметили, что те, кто видят в «Зидане…» документальный фильм, глубоко заблуждаются. Саундтрек к фильму записала шотландская рок-группа Mogwai.

Галерейная версия работы была впоследствии приобретена Шотландской национальной галереей современного искусства.

В том же году – впервые с 1993 года – на родине Гордона открылась масштабная ретроспектива.

В 2008 году Гордон получил премию Росвиты Хафтманн (Roswitha Haftmann). Это наивысшая европейская награда, присуждаемая за вклад в области визуальных искусств. Её призовой фонд составляет 150 000 швейцарских франков. В том же году он вошёл в состав жюри на 65-м Венецианском международном кинофестивале.

 

Ключевые особенности

Большинство работ Гордона посвящены проблеме памяти и выстроены по принципу повторяемости. Художник работает с различными фото- и видеоматериалами и создаёт на их основе постановочные видео, а также снимает свои собственные фильмы. В его инсталляциях чаще всего задействованы несколько мониторов.

Гордон играет со смыслами, временем и пространством. Так, в одной из нашумевших видеоработ 90-х годов Meaning and Location он представил цитату из Евангелия от Луки с различными вариантами постановки запятой, отчего кардинально менялось значение отрывка: «Truly I say to you, today you will be with me in paradise. Truly I say to you today, you will be with me in paradise / истинноговорютебе, нынежебудешьсоМноювраю. Истинно говорю тебе ныне, будешь со Мною в раю». Детство в секте не могло не наложить свой отпечаток, поэтому религиозная тематика также превалирует в большинстве работ Гордона. Так, приведённый отрывок из Евангелия от Луки 23:43 – общее место в спорах между свидетелями Иегова и представителями других христианских Церквей.

Одна из наиболее узнаваемых инсталляций художника – 24 Hours Psycho, проекция фильма Альфреда Хичкока «Психо», замедленного в несколько раз и лишённого звука. Работа получила своё название постольку, поскольку длилась ровно 24 часа. Лента демонстрировалась на прозрачном экране и проецировалась с обеих сторон, так, что, приблизившись к экрану, зритель мог видеть сквозь него людей, стоящих по ту сторону.

 

Наши дни

В 2012 году из хранилища аукционного дома Christie’s была похищена золотая скульптура Гордона «Левая рука и правая рука оставили друг друга / Left Hand and Right Hand Have Abandoned One Another». Застрахованное на полмиллиона фунтов стерлингов, это произведение искусства представляет собой кисть, пронзённую несколькими спицами.

Летом 2015 года Гордон оказался в центре скандала после того, как устроил погром на Манчестерском международном фестивале. Критики приняли в штыки его театральную постановку Neck of the Woods с Шарлоттой Рэмплинг в главной роли. Английская идиома «neck of the woods» может быть переведена на русский язык как «захолустье, глушь», а также обозначает окрестности, прилегающий к чему-либо район. Сценарий спектакля был написан выдающейся сценаристкой Вероникой Гонсалес Пенья по мотивам «Красной Шапочки», а за музыкальное сопровождение отвечала знаменитая пианистка Элен Гримо. Звёздный состав, тем не менее, не уберёг Гордона от нападок критиков.

Разъярённый художник, вооружившись топором, разгромил декорации, после чего нарисовал на стене ладонь, сопроводив граффити автографом, а также датой и временем. Художественный руководитель и генеральный директор фестиваля Алекс Путс осудил поведение Гордона и предупредил, что тому придётся компенсировать расходы на ремонт из своего кармана.