Анри Эмиль Бенуа Матисс

Появился на свет 31 декабря 1869 года на севере Франции в провинциальном городишке
Като-Камбрези. Его отец Эмиль Ипполит Анри Матисс торговал зерном, а мать Анна Элоиза Жерар расписывала фаянсовую посуду и продавала краски. Семейство проживало в Боэн-ан-Вермандуа, где располагалась отцовская лавка.

В 1872 году у Анри появился младший брат, Эмиль Огюст. Будучи старшим, Анри должен был унаследовать семейное ремесло, но, окончив среднюю школу и лицей Анри Мартен, подросток отправился в столицу, чтобы поступить в Школу юридических наук. В августе 1888 года он выпустился и, получив возможность устроиться по специальности, поступил на службу у присяжного поверенного в местечке Сен-Кантен.

Год спустя Анри оказался в больнице с приступом аппендицита. Ему пришлось делать операцию, и он застрял в больнице на долгие два месяца. Однажды мать принесла ему в палату принадлежности для рисования. Чтобы убить время, Матисс стал копировать открытки. Процесс ему настолько понравился, что он принял твёрдое решение посвятить себя живописи и несмотря на протесты отца записался в школу рисунка Кантен де ля Тур.

В 1891 году Матисс окончательно порвал с юриспруденцией и вновь прибыл в Париж. Он поступил в Академию Жюлиана, где обучался у знаменитого живописца Виллиама Адольфа Бугро. В 1893 году Анри оказался в Школе декоративных искусств, а в 1895 продолжил обучение в Школе изящных искусств в мастерской символиста Густава Моро. Здесь молодой художник познакомился с Жоржем Руо и Шарлем Камуэном.

В период обучения и становления Матисс копировал работы голландских и французских классиков, висящих в Лувре, увлекался японским традиционным искусством, свёл знакомство с другом Огюста Родена, художником Джоном Питером Расселом – горячим поклонником Винсента Ван Гога и Эмиля Бернара. Джон Питер Рассел стал своеобразным духовным наставником Матисса: он познакомил его с импрессионизмом и ввёл в теорию цвета, оказав тем самым, определяющее влияние на его творческий путь. Тем не менее, необходимо отметить, что уже в те годы художник осознал, что не желает следовать по проторенной дороге. В Лувре он чувствовал себя как в библиотеке, но и импрессионизм не слишком его привлекал. «Мне стало неинтересно копировать предмет. Зачем писать внешний вид яблока, как бы похоже ни получалось? Что пользы в копиях предмета, который природа и без того поставляет в несметных количествах и который всегда можно вообразить себе еще более красивым? Важно показать отношение предмета к художнику, к его личности, и способность художника организовать свои ощущения и чувства. Я очень люблю яркие, ясные, чистые краски и всегда удивляюсь, когда красивые цвета зачем-то грязнят и затемняют» — так позднее писал Матисс в «Заметках о живописи».

В 1896 году Матисс выставил пять своих работ в Салоне Национального общества изящных искусств и стал членом-корреспондентом Салона Национального общества изящных искусств.

Конец XIX столетия был для Матисса периодом исканий. В 90-е годы им был создан целый ряд натюрмортов, близких импрессионизму и постимпрессионизму: «Бутылка схидама», «Десерт», «Фрукты и кофейник», «Посуда и фрукты».

1901-1904 гг. ознаменовались попытками совершить прорыв. Несмотря на финансовые трудности и рождение двух сыновей, Матисс отчаянно пытался выработать собственную манеру и прийти к принципиально новому способу выражения своих идей на холсте. Пейзажи «Булонский лес» и «Люксембургский сад» 1902 года уже отражают значительные изменения в его манере.

Первая персональная выставка Матисса, состоявшаяся в 1904 году в галерее Амбруаза Воллара, не вызвала особого интереса у публики. Летом художник уехал в Сен-тропе в компании неоимпрессионистов Поля Синьяка и Анри Кросса. На юге, под влиянием своих новых приятелей, Матисс впервые опробовал технику пуантилизма и создал свою первую значительную работу – «Роскошь, покой и наслаждение».

 

Фовизм

Вскоре Матисс отошёл и от пуантилизма, отказавшись от точечных штрихов в пользу широких свободных мазков. Следующим летом он отправился отдыхать в рыбацкую деревню Коллиур вместе с Андре Дереном и Морисом де Вламинком. Эти художники разрабатывали новейшее направление живописи, начиная с 1900 года. Их живопись отличал яркий колорит, предельная чистота палитры, цветовые контрасты, резкость и динамизм, отказ от перспективы и светотеневой моделировки – а также пренебрежение теориями. Матисс не просто влился в круг этих новых художников, но вскоре возглавил их движение, полностью отказавшись от оптического, «правильного» цвета. Весной 1905 года он продемонстрировал свои новые, кричащие полотна в Салоне Независимых. С ним, Вламинком и Дереном выставлялись так же Кес ван Донген, Анри Камуэн, Рауль Дюфи. На Осеннем салоне того же года, где художники показали себя более широкой публике, зрители и критики пришли в полное негодование. Камиль Моклер сравнил картины с брошенным в лицо горшком краски, а Луи Воксель написал рецензию, в которой назвал Франца Марка «Донателло среди дикарей» и язвительно окрестил новых художников «дикими» (франц. fauves). Так родились и закрепились наименования «фовисты» и «фовизм».

Скандал только сыграл на руку «дикарям». Так, рыночная стоимость полотен Матисса моментально взлетела. На салоне он выставлял две работы – «Женщина в зелёной шляпе» (именно по ней прошёлся в своей рецензии Воксель) и «Открытое окно». Американский коллекционер Лео Стайн (брат знаменитой писательницы Гертруды Стайн) приобрёл «Женщину в зелёной шляпе» за 500 франков. Выручка помогла художнику, находившемуся на мели, продолжить занятия живописью.

Стоит отметить, что фовизм не является стилем и представлял собой скорее локальное течение, школу, объединённую едиными принципами работы с формой и цветом. У фовистов не было сформулированной программы, и они не издали ни одного манифеста. Теоретические изыскания, как уже было сказано, мало их занимали. Поэтому очень скоро каждый приверженец этого направления пошёл своим путём, и уже в 1907 году фовизм как феномен исчерпал себя, однако его влияние на современников трудно переоценить. Много лет спустя Матисс вспоминал: «В наши дни произошло важное открытие: научились выражать чувство цветом, а фовизм и более поздние течения добились выражения чувства и графическими средствами — контуром, линией и их направленностью. В общем, новые приемы выражения продолжили традицию и обогатили ее».

В 1906 году Матисс вновь раздразнил критиков, выставив в галерее Берней-Жён своё новое полотно «Радость жизни» – первое масштабное декоративное панно в его карьере. Сюжетом картины стала вакханалия, изображённая достаточно трогательно и пасторально. На её создание художника вдохновила поэма «Послеполуденный отдых фавна» Стефана Малларме. Композиция панно выстроена по сценографическим законам: определённым образом продумана мизансцена, перспектива искажена, деревья выступают в качестве кулис. Интересно, что одноимённый балет – Послеполуденный отдых фавна – был поставлен Дягилевским балетом лишь в 1912. «Радость жизни» была приобретена Лео Стайном – он увидел в ней манифестацию современности.

Вскоре Матисс приобрёл меценаток в лицах Кларабэль и Этты Коэн и Гертруды Стайн. Они также спонсировали Пабло Пикассо. Знакомство Матисса и Пикассо произошло в Салоне Стайн на улице Рю де Флёрю и повлекло за собой годы странной, наполненной духом соревновательности дружбы.

В мае 1907 года Матисс уехал в Алжир. В путешествии он ни разу не притрагивался к кистям, но по возвращении написал картину «Голубая обнажённая (Сувенир из Бискры)», ставшую одной из его знаковых работ (в 1913 религиозные фанатики демонстративно сожгли репродукцию этой работы в Чикаго). Обнажёнными в Алжире, стране строгой морали, можно было увидеть лишь танцовщиц племени улед наиль. Европейцы познакомились с тем, что они впоследствии назвали «танцем живота», именно в их исполнении. Визит Матисса был недолгим – всего две недели. Он мучился от жары, но при этом сетовал, что не мог остаться в стране подольше. Незадолго до возвращения во Францию он встретился с капитаном Морисом ле Глэ, и тот произнёс пророческие слова: «Ориентализм, конечно, в моде. Но, строго говоря, за исключением одного-двух художников, у нас нет никого, умеющего работать со светом так, как вы. С вашим темпераментом вы, без сомнения, будете иметь колоссальный успех».

Матисс привёз из поездки множество пёстрых тканей и керамику – всё это впоследствии пригодилось ему при создании натюрмортов.

Алжир оказал колоссальное влияние на Матисса. Он увлекся эстетикой Ислама, восточными орнаментами (арабесками), персидскими миниатюрами, коврами. В 1910 он ездил в Мюнхен на выставку исламского искусства, затем посетил Испанию с целью обнаружить там следы влияния Востока. В 1912 Матисс надолго осел в Марокко, в Танжере. Здесь он написал выдающийся триптих «Марокканский пейзаж» и картины «Вход в каз-ба» и «Окно в Танжере». Здесь, под палящим африканским солнцем, художник стремился зажечь собственные цвета, сделать так, чтобы его картины сами по себе излучали свет, пытаясь подобрать подходящие для этого цветовые сочетания.

Он также открыл для себя североафриканскую скульптуру и маски, и, по мнению некоторых искусствоведов, именно он заразил своим увлечением Пикассо.

 

Матисс - преподаватель

Заручившись поддержкой целого ряда спонсоров, включая всё семейство Стайнов, Матисс основал в Париже собственную Академию. Академия Матисса торжественно распахнула свои двери в 1908 году. До её закрытия в 1911 году художник сам преподавал в ней. За это время из заведения выпустилось около сотни французских и иностранных студентов; среди них было небывало высокое для того времени количество женщин. Преподавание велось на некоммерческой основе. Основной задачей Матисс ставил получение учениками базовой подготовки: раз в неделю он водил из в музеи и велел копировать классические работы. Рисование с натуры начиналось только после освоения студентами техники копирования.

Из Академии вышло небывалое количество художников, ставших впоследствии настоящими звёздами. Многие из них составили костяк так называемой «парижской школы».

 

Танец

Свою самую знаменитую работу «Танец» Матисс написал в двух версиях: одна хранится в Петербургском Эрмитаже, другая – в Нью-Йоркском музее современного искусства. Выполненная на гигантском холсте, занимающем всю стену, эта картина поражала современников и производит неизгладимое впечатление на современных зрителей. Группа обнажённых, схематически изображённых людей кружатся в диком первобытном танце, их красные тела парят на сине-зелёном фоне вопреки законам физики; всякая перспектива отсутствует. На создание работы Матисса вдохновили Дягилевские «Русские сезоны».

 Первый вариант был создан в 1909 году и чрезвычайно понравился русскому коллекционеру Сергею Щукину – настолько, что тот заказал аналогичное панно для своего дома. 31 марта он написал художнику: «Я нахожу в Вашем панно «Танец» столько благородства, что решил пренебречь буржуазным мнением и поместить у себя на лестнице сюжет с обнажёнными. В то же время мне понадобится второе панно, сюжетом которого могла бы быть музыка…» Вторую версию «Танца» Матисс завершил в 1910 и перед отправкой заказчику выставил её вместе с «Музыкой» на осеннем Парижском Салоне. Работы возмутили благочестивую публику, вызвав нешуточный скандал, а Щукина критики объявили сумасшедшим. Сам Щукин оказался не вполне доволен результатом и попросил художника скрыть половые органы персонажей картин, поскольку в его доме жили две женщины. Матиссу пришлось выполнить эту просьбу.

Щукин пригласил художника посетить Россию, и тот согласился. Матисс посетил Санкт-Петербург и Москву, ему был оказан радушный приём, и журналисты отзывались о нём достаточно лестно. Художник, в свою очередь, восторженно описывал увиденную им коллекцию старинных икон: «Я влюблён в их трогательную простоту, которая для меня ближе и дороже картин Фра Анджелико. Я счастлив, что наконец попал в Россию. Я жду многое от русского искусства, потому что чувствую в душе русского народа хранятся несметные богатства».

В течение нескольких лет перед Революцией Матисс выполнил ещё много более мелких заказов для Щукина – тот искренне восхищался живописцем и утверждал, что вопреки мнениям критиков, будущее – за ним. Семь лет Матисс жил на средства Щукина, ни в чём не нуждался и мог позволить себе не задумываться о деньгах.

После Октябрьской революции оба были вынуждены покинуть страну. Так случилось, что Матисс и Щукин отъехали в Ниццу на одном и том же поезде. Узнав об этом, художник бросился разыскивать бывшего мецената, но нигде не смог его найти. Ему даже не пришло в голову, что бегущий от большевиков богач ехал третьим классом! Больше они никогда не встречались.

Судьба картин оказалась счастливее: первый вариант «Танца» оказался в США – её приобрёл коллекционер Нельсон Рокфеллер – внук того самого миллиардера. Он безвозмездно передал шедевр Нью-Йоркскому музею современных искусств. Вторая версия и панно «Музыка» нашли пристанище в Эрмитаже.

Позднее творчество. Признание.

Матисс осел в пригороде Ниццы и продолжил занятия живописью. Пожилой художник восстанавливал здоровье и приходил в себя после череды лишений: Первая мировая забрала у него сына, самого его не взяли на фронт в силу возраста и немощности.

Техника Матисса заметно смягчилась, в работах наметилось «возвращение к порядку». Он стремился создавать картины, дарящие покой и отдохновение, способствующие расслаблению. Он называл своих современников «усталыми людьми» и хотел, чтобы его картины излучали гармонию.

В 1918 году галерея Гийом организовала совместную выставку Матисса и Пикассо. Художник познакомился с Пьером Боннаром и Огюстом Ренуаром, у него открылось второе дыхание. Ницца вдохновила его на создание цикла работ, изображающих изысканные интерьеры. А воспоминания о путешествиях породили серию портретов «Одалиски», отличающихся чувственностью и декоративностью.

В 1920 году Сергей Дягилев заказал Матиссу декорации и костюмы для балета «Соловей» на музыку Стравинского в хореографии Мясина. Парижская премьера состоялась 2 февраля 1920 года, 16 июля спектакль прошёл в Ковент-Гарден. Стравинскому, не любившему Матисса, сценография показалась неудачной, как, впрочем, и вся постановка.

В 1925 году Матисс стал кавалером ордена Почётного легиона, одной из высших наград Франции. 20-е годы принесли художнику, которого на протяжении долгих лет игнорировали дельцы и высмеивали критики, долгожданное мировое признание. Выставки стали открываться во множестве городов Европы и Америки. В 1927 году сын художника, Пьер, ставший успешным галеристом, организовал персональную выставку в Нью-Йорке. В том же году Матисс удостоился премии Института Карнеги в Питтсбурге.

В 1930 году крупнейший американский коллекционер Альберт Барнс заказал Матиссу декоративное панно для собственного частного музея. Художник отправился на Таити и приступил к работе над заказом в спокойной обстановке. По возвращении он получил ещё один заказ от Барнса – тот попросил подготовить триптих «Танец II», повторяющий самую знаменитую работу мастера. Матисс переосмыслил своё творение и применил метод аппликации (декупаж). Новая версия Танца была сделана из кусочков разноцветной бумаги, приклеенных к холсту.

Знаменательное событие произошло во время работы Матисса над оформлением фонда Барнса. У него завязались романтические отношения с русской эмигранткой Лидией Делекторской, работавшей у него секретаршей, переводчицей, сиделкой и моделью. Жена Анри, приревновав его к Лидии, велела уволить сотрудницу, однако после подала на развод. В результате Матисс попросил Делекторскую вернуться.

Она стала его незаменимой спутницей, и за последующие 22 года совместной жизни они разлучались всего на несколько дней. После смерти художника она передала 200 единиц хранения (работы, фотографии и документы) московскому Государственному музею изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

В 30-е годы Матисс пытался провести некоторую ревизию своего творчества – в переносном смысле этого слова. Он как бы подводил итоги. В этот период он всё больше отдавался декоративно-прикладному искусству, аппликации, скульптуре (своему давнему увлечению). Что касается живописи, то его цветовая гамма стала более приглушённой, а формы – более ассиметричными. Матисс создал множество книжных иллюстраций (в частности, для «Улисса» Джеймса Джойса и сборника поэзии Стефана Малларме) и эскизов гобеленов.

Вторая мировая война принесла новые беды и страдания. В 1941 году Матисс перенёс сложную операцию на кишечнике. В 1944 году его супруга и дочь были арестованы гестаповцами за содействие движению Сопротивления. Тем не менее, стареющий и совершенно больной, художник продолжал заниматься искусством, сведя технику к минимуму: раскрашенные гуашью обрезки бумаги стали его основным материалом.

После войны он сумел вернуться к живописи и написал такие важные полотна, как «Натюрморт на синем столе» и «Египетский занавес».

 

Наследие и память

Анри Матисс сумел прожить чрезвычайно долгую и насыщенную событиями жизнь, успев объездить пол света и оставив после себя колоссальное наследие. Он скончался 3 ноября 1954 года в пригороде Ниццы в возрасте 84 лет.

Если верить легенде, Пикассо, услышав о смерти художника, тотчас воскликнул: «Как же я теперь буду работать?!» Потеряв своего заклятого друга, Пикассо потерял значительную часть мотивации.

Матисс оказал основополагающее влияние на целые поколения художников, во многом определив вектор развития французского, европейского, мирового искусства. По словам живописца и скульптора Фернана Леже, он занял центральное место во французской живописи и «ушёл, осуществив всё в своём творчестве».

Сегодня Матисс стабильно держится в топе рейтингов самых дорогостоящих живописцев планеты. В 2007 году его знаменитая картина «Одалиска. Голубая гармония» была продана на аукционе Christie’s за рекордные 33  641 000 долларов.

Художник фигурирует в таких художественных фильмах, как «Полночь в Париже», «Модильяни», «Прожить жизнь с Пикассо». О нём также были сняты документальные ленты «Мировое искусство: Анри Матисс» и «Матисс».

Также в честь живописца был назван кратер на Меркурии.